6 ноября на таганрогском металлургическом заводе мартеновская печь работала в последний раз. Как льется сталь, рассыпая сноп горящих искр - зрелище эффектное, и на его фоне фотографировались участники торжественного митинга, посвященного закрытию мартеновского цеха таганрогского металлургического завода. В их числе - представители руководства ТМК (Трубной металлургической компании, в состав которой входит Тагмет), во главе с генеральным директором Александром Ширяевым, правительства области в лице вице-губернатора Сергея Горбаня, министра промышленности и энергетики Александра Гребенщикова и министра экономического развития Александра Левченко, мэр Таганрога Владимир Прасолов. В церемонии закрытия мартеновского цеха участвовали представители российских нефтегазовых компаний, основных потребителей трубной продукции ТМК, а также работники и ветераны предприятия.
Мартен, как было сказано одним из ораторов, - «сердце завода», работал на Тагмете на протяжении 115 лет (первая плавка была в 1897 году), останавливая производство лишь во время войны, и то лишь до 1943 года. Через него прошло около 30 трудовых династий таганрогских металлургов, выпущено 35 млн тонн стали. Поэтому, как сказал Александр Ширяев, «закрытие мартена — это и радостное, и печальное событие».
Закрытие мартена, кстати, последнего в ТМК, как устаревшего способа выплавки стали стало завершающим этапом инвестиционной программы завода, связанной с техническим перевооружением предприятия. По словам вице-губернатора Сергея Горбаня, за 8 лет в Тагмет было вложено более 30 млрд рублей. Горбань уточнил, что это была последняя мартеновская печь во всей Ростовской области, и, судя по речи чиновника, для него закрытие мартена - больше радостное событие, нежели печальное.
Дуговая сталеплавильная печь (ДСП) была запущена в эксплуатацию летом этого года, это состоялось при участии президента РФ. Правда, Владимир Путин сделал это, находясь в Ростове-на-Дону, посредством телемоста с заводом.
– Если здесь плавка идет часами - 8-9 часов, то на электропечи плавка идет час, - сказал в беседе с журналистами генеральный директор ТМК. - Мощность ДСП - производство стали до миллиона тонн в год, реально это может быть тысяч 800, а завод сможет производить около 600. А сейчас это было чуть больше 300 тыс. тонн, - рассказывал он о преимуществах электрической плавки.
Не был обойден вниманием и экологический фактор. Мартеновские печи являлись на заводе основными источниками выбросов загрязняющих вещество в атмосферу. На их долю приходилось около 70% общего объема заводских выбросов.
По прогнозам, закрытие мартеновского производства сократит выброс вредных вещество в атмосферу Таганрога в два раза. «Поверьте, мы это точно ощутим, будет меньше заболеваний, лучше среда», - сказал вице-губернатор.
Важный вопрос - работающие в мартеновском цеху люди, которых на момент последней плавки насчитывалось 816 человек.
– Произойдет перераспределение трудовых ресурсов на заводе, - заявил Александр Ширяев. - С одной стороны, людей будет меньше занято именно в сталеплавильном производстве, но общее производство трубы на Тагмете увеличится. Там, где требуется более высокая квалификация, потребуются новые рабочие руки. И мы идем по пути усложнения продукции, а это неизменно ведет к созданию новых высокопроизводительных рабочих мест.
Но это взгляд «сверху», и он значительно более оптимистичный, чем «снизу». Среди работников завода ходят слухи о грядущих сокращениях, пусть даже не явных. Например, пенсионеров.
– Техническое перевооружение - процесс неизбежный, но многие в результате останутся без работы, - говорит один из металлургов. - На мартене работало много людей предпенсионного или пенсионного возраста. Никто никуда их перераспределять не будет. Их просто отправят «на заслуженный отдых».
Таганрог всегда гордился заводскими трубами - деталью своего пейзажа, которая открывалась путнику еще задолго до прибытия в город. Теперь, возможно, этих деталей поубавится.
Помимо прогнозируемого улучшения городской экологии в связи с закрытием мартена, таганрогские власти надеются на бонус в виде улучшения таганрогского пейзажа: периодически дымящие красным дымом трубы мартена, возвышающиеся на побережье, будут демонтированы. Для города, претендующего на статус чуть менее промышленного, но чуть более курортного, это немаловажный момент.
На вопрос журналистов, будет ли «разобран» мартеновский цех, Александр Ширяев ответил:
– Мартеновский цех как здание, как сооружение сохраняется. Он уже полностью переоборудован, здесь будет продолжаться сталеплавильное производство. Другое дело, что самого агрегата - мартеновской печи, конечно же, не будет. Это будет просто свободная производственная площадь. Когда разберем печь? Ее разобрать несложно. Технически это займет 1-2 недели.
Всего за всю историю таганрогского металлургического завода на нем было 8 мартеновских печей. Их начали выводить из эксплуатации по одной и группами еще в 90-е годы прошлого века. На стенде, установленном в цехе, можно было узнать, что в 1967 году на этой, последней, печи № 5 была выплавлена стомиллионная тонна стали в СССР, что четырьмя годами ранее в «плавке дружбы» принимал участие космонавт Попович, и, наконец, что из выплавленной здесь стали была прокатана труба, которая использовалась при бурении сверхглубокой Кольской скважины на глубину 12 километров. Все это теперь история.
В Таганроге рассчитывают, что историей станет и «радиоактивный» кирпич, из которого в свое время было построен не один десяток частных домов в городе, и от воздействия которого пострадали люди. Кирпич этот тоже дала одна из мартеновских печей металлургического завода, выведенная из эксплуатации и разобранная по кирпичику.
Комментариев нет:
Отправить комментарий