Что изменится?
Изменятся кассовые аппараты. До 1 июля 2017 года все торговые точки должны обзавестись новой техникой, имеющей доступ в интернет. Суть изменений в том, что онлайн-касса автоматически в реальном времени будет передавать в налоговые органы информацию по всем совершённым через неё сделкам. Чеки, соответственно, тоже станут электронными.
Что в этом плохого?
Для покупателя здесь сплошные плюсы. Поскольку чек станет электронным, его можно будет в любое время получить на свой гаджет или e-mail после оформления запроса. То есть потерять его станет практически невозможно. Помимо этого, через бесплатное мобильное приложение покупатель сможет проверить свой чек и правильность расчёта, а в случае нарушения сразу же обратиться в налоговые органы.
Все минусы ложатся на плечи владельцев магазинов. Основная проблема в том, что покупать новую контрольно-кассовую технику придётся за свой счёт. Никаких субсидий либо послаблений от налоговой пока не предвидится. Не говоря уже о том, что торговля в любом магазине теперь будет завязана на доступе в интернет. Который, как известно, не всегда стабильно работает даже в центре крупных городов. Пропала сеть — торговля встала.
К слову, ежемесячная абонентская плата — хоть и небольшие, но тем не менее дополнительные расходы, ложащиеся на плечи предпринимателей.
Все ли магазины должны иметь новые кассы?
Нет. Исключение делается для населённых пунктов, где есть очевидные проблемы с доступом в сеть. В начале февраля 2017 года правительством Ростовской области утверждён полный список таких территорий. Всего их несколько сотен. Это различные сёла, посёлки, хутора и станицы.
Исключений для городов нет никаких. То, что в южных городах традиционно развит частный сектор, где зачастую есть серьёзные проблемы даже с мобильным интернетом, никак не учитывается.
— Мы часто слышим победные реляции о том, — комментирует региональный бизнес-омбудсмен Олег Дереза, — что в Ростовской области уже везде есть 3G. Но я много езжу по области и прекрасно знаю, что с доступом в интернет у нас много где проблемы.
Зачем это всё нужно?
По словам замруководителя управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области Ирины Александровой, плюсов от введения онлайн-касс действительно много.
Во-первых, у налоговой практически полностью отпадёт необходимость посещать предпринимателей с проверками. У ФНС и так будет вся информация с их касс, хотят они того или нет.
Во-вторых, внедрение онлайн-касс поможет в деле борьбы с фальшивомонетчиками, так как позволит отследить поддельную купюру до того момента, как ею впервые был оплачен какой-либо товар.
Наконец, в-третьих, новые кассы соответствуют взятому Россией курсу на внедрение технологий Big Data, то есть на работу с большим массивом данных. Имея на руках полные и объективные макроэкономические показатели (оборот розничной торговли, объём расходов населения, потребительские предпочтения и т. д.), власти смогут создавать более эффективные модели экономического развития, говорит Александрова.
Простые покупатели же, продолжает она, с вводом этой системы получат возможность более рационально формировать свой семейный бюджет. Электронные чеки граждан будут храниться в облаке без ограничений по времени. Человек в любой момент сможет через мобильное устройство получить доступ к данным о своих покупках и понять, на чём можно было бы сэкономить.
Во сколько обойдётся покупка онлайн-кассы?
Цифры называются самые разные — от 10 до 100 тысяч рублей и более. По словам директора по развитию группы компаний «Флагман» (специализируется на услугах автоматизации в сфере торговли) Евгения Дягтярёва, на рынке онлайн-касс сейчас плодятся не совсем добросовестные продавцы, которые зачастую искусственно завышают цены, навязывая клиентам дополнительные услуги.
— Некоторые сейчас пытаются нажиться на этом, завышая справедливую цену в 2,3 или даже 4 раза. Убеждают, например, что к онлайн-кассе обязательно нужно докупать компьютер, специальные программы и так далее, — говорит Дегтярёв.
Что нужно предпринимателю, чтобы к 1 июля 2017 года соответствовать требованиям федерального законодательства? Во-первых, ему нужна квалифицированная электронная подпись (если её ещё нет). Средняя стоимость — 3 тысячи рублей. Компаний, занимающихся их созданием и продажей, — великое множество.
Во-вторых, предприниматель должен заключить с оператором фискальных данных договор об обработке данных. Официально таких организаций пять, все они указаны на сайте Федеральной налоговой службы. Один кассовый аппарат — один договор. Его стоимость — 3 тысячи рублей в год.
В третьих, сам кассовый аппарат. Средняя их стоимость начинается от 30 тысяч рублей, говорит Дягтярёв. За эти деньги можно купить онлайн-кассу, имеющую весь требуемый законом набор функций.
— Итого это около 40 тысяч рублей. Если же у предпринимателя уже есть более-менее современный кассовый аппарат, то его можно модернизировать до полноценной онлайн-кассы. Это обойдётся в 12-18 тысяч рублей, в зависимости от модели аппарата, — добавляет он.
Кроме того, если предприниматель не хочет сам заниматься регистрацией электронной подписи, заключением договоров и покупкой техники, он может нанять компанию, которая сделает это всё за него. Стоимость подобных услуг в среднем по Ростову составляет 2-4 тысячи рублей.
Что будет с магазинами, которые не купят в срок новую технику?
Согласно федеральному законодательству, с 1 июля 2017 года торговая точка, которая должна была к этому сроку обзавестись онлайн-кассами, но так этого и не сделала, что-либо продавать не имеет права.
В налоговых органах Ростовской области зарегистрировано порядка 33 тысяч кассовых аппаратов, которые по закону необходимо сменить. По состоянию на конец февраля 2017 года в регионе зарегистрировано 2066 онлайн-касс. Для того чтобы поменять оставшуюся 31 тысячу, есть четыре месяца. По словам Дягтярёва, на покупку и оформление новой техники уходит всего 3-4 дня. Однако доставка, говорят сами предприниматели, может занимать до нескольких недель.
Другое дело, что в силу менталитета многие предприниматели спохватятся в самый последний момент и к 1 июля могут не успеть не из-за логистики. Однако налоговая служба, заявляет Ирина Александрова, готова идти навстречу людям.
— Мы всё понимаем, и нам нет смысла вызывать напряжённость. Но и злоупотреблений нашим расположением быть не должно. Если есть объективные причины, почему человек не успевает установить новую кассовую технику к 1 июля, но мы видим, что он делает всё от него зависящее, будем идти навстречу. У нас приоритет на добрый и плавный переход на новую систему, — говорит она.
Получится ли всё задуманное?
Покажет только время. Тем более, что ждать осталось совсем недолго. Очевидно, что не все торговые точки решат тратиться на онлайн-кассы. Ведь месячная выручка многих из них зачастую ниже, чем стоимость новой техники. Кто-то, как всегда, не успеет и будет вынужден закрыться после первой же жалобы и штрафа.
В любом случае, надеяться на русский «авось» налоговики предпринимателям не рекомендуют. По словам Александровой, переносить крайний срок ввода онлайн-касс никто не будет. Ждать, что соответствующие требования закона в последний момент отменят, тоже не стоит.
Что до простых покупателей, то они, скорее всего, никаких изменений и не заметят. Наверняка для многих и через год станет откровением тот факт, что стоя на кассе в продуктовом магазине, они имеют полное право потребовать от кассира отправить чек от покупки на свой e-mail.
Опасения людей, что продавцы будут включать понесённые на покупку онлайн-касс затраты в стоимость товаров, власти не разделяют. Не допустить необоснованного роста цен — обязанность Федеральной антимонопольной службы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий