28 нояб. 2011 г.

Екатерина Василиади. Провинция как счастье. Таганрог


Когда в Москве у меня спрашивали «Ты откуда-то с юга, да?», удивляясь моему фрикативному «гЭ», я уточняла «Из Таганрога». Если собеседник был образованным человеком, то он добавлял «Это ж родина Чехова!», если был среднестатистическим гражданином – я слышала «А это где?». Я отвечала – родина Антона Павловича Чехова. Иногда бывали и казусы – задавали встречный вопрос: «А это Кто?»…

Сейчас вопросов о том, «где это» мне не задают – «спасибо» «Нашей Раше», пропиарили город. И теперь Антон Павлович Чехов и Фаина Георгиевна Раневская стали в один ряд с товарищем Беляковым… Грустно, мой патриотизм страдает, то я была девушкой с родины Чехова, а теперь - …

Я понимаю, что Беляков – собирательный образ провинциального бытия, но в столице я видела ой немало аналогичных персонажей. Разве что провинция – сильно ограничивает возможности выбора для человека с интеллектом и амбициями, и зачастую люди, обладающие данными чертами, уезжают отсюда. Впрочем, как и те, кого я считают лучшими представителей человечества – мои соплеменники – Антон Павлович и Фаина Георгиевна.

Но сейчас я живу тут. Столица дает возможность развития, познания, профессионального образования. Провинция – дарит созерцательность, учит любить простые ценности. Развитие личности и очищение, а, следовательно, решение вопроса – как стать счастливее – по христианской морали – в труде и любви к ближнему. А также в близости к природе. В провинциальном Таганроге есть Море! Ну да, не Черное, а зеленое, непрозрачное, но море – это прежде всего мироощущение. Когда нам плохо – мы все ходим к морю. Смотрим неотрывно на зеленую воду, вдыхаем сырой воздух, слушаем крики чаек…

* * *

Таганрог – старый город. В 18 веке он был больше и куда важнее Ростова-на-Дону. Он был единственным на Юге России портом, который торговал с заграницей, следовательно, посольства Италии, Греции и других стран были тут … Богатые купцы строили в Таганроге свои красивые дома, которые сохранились до наших дней. И так до середины 19 века.

Копаясь в биографии Антона Павловича Чехова, стараюсь понять, что сделало его таким, каким он стал, ведь основы развития личности закладываются именно в детстве. Во-первых, в детстве (Золотой век Таганрога приходил к закату, но еще не закатился) Антон частенько посещал драматический театр, где выступали лучшие артисты России, лучшие певцы Италии. Он видел по-настоящему талантливых людей искусства, он научился различать бездарность и талант. Во-вторых, его отец был личностью очень незаурядной, строгий, боголюбивый, старательно выполняющий правила христианской морали: трудолюбие, аскетизм, забота о своей семье. Именно от отца Антон Павлович унаследовал умение видеть мир «адекватно» (как сказали бы сейчас) и четко выражать свои мысли. И, в-третьих, в детстве мальчику приходилось много работать, помогая семье, что сформировало его усердие, а, как известно, усердие – часть успеха. Образование он получил в гимназии, демократичная обстановка которой при должном уровне образования была известна по всему Югу России.

Труд, аскеза, настоящее искусство, истинная демократия в образовании – хорошие помощники в становлении личности.

Это я о прошлом города, конечно. Сейчас – это просто провинциальный приморский городок, живущий двумя-тремя заводами, да торговлей (там купили дешево, открыли магазинчик, продаем в 3 раза дороже) в котором летом рай, зимой тоска…

* * *

Лето – теплое море в шаговой доступности (город расположен так, что пляжи всегда рядом), дешевая вкусная рыбка, валяющиеся под ногами абрикосы и вишни, огромные лопающиеся от спелого сока помидоры по 15 рублей за килограмм, арбузы по 7…

Прогулка по летнему Таганрогу – это путешествие вдоль зеленых улочек, плотно застроенных особняками конца 18 начала 19 века. Это уютный и красивый мирок! Центр города с его пляжами, набережной и портом можно обойти за час. Идешь так размеренно, в шлепанцах и шортах мимо мини-дворцов, сворачиваешь на старинную лестницу, спускаешься к Морю. Таганрогский берег – это берег, к которому приставали еще в дохристианские времена корабли античных путешественников и … путешественниц. Море, глиняные горы, степи… Когда сидишь так вот на горе, вдыхаешь воздух, в котором смешаны запахи тины, рыбы и степных трав – кажется, что из-за кургана вполне бы естественно выступила амазонка в шлеме и с колчаном за спиной…

Зима – тоска. В кинотеатрах Голливуд. В театре уже все пересмотрели. Поехать в Египет денег нет. Ну разве что в Ростов народ катается, там клубы куда интереснее, а у нас они не окупаются. Зато творческая музыкальная молодежь в местных барах может позволить себе концерт сыграть! Зимой мы ходим активно в гости и готовимся к новому году.

* * *

Не это ли и есть сущность бытия – умение сносить терпимо трудности и умение полностью отдаваться радости? В Таганроге я могу ходить в гости к друзьям после работы, не боясь никуда опоздать. В кафе или клуб – от которого каждому до дома 10 минут неспешной пешей прогулки. А еще компанией можем вдруг после клуба пойти к… морю! И просидеть там до рассвета. Все, что есть, разделяя с друзьями, которые также свое – разделят со мной.

Потому что я – это их кинозал, их премьера в театре, их новая выставка Дали, их новая машина и поездка на Бали. Познание мира и своей личности в диалоге с другим человеком, который сам по себе – вселенная. Вынужденная аскеза провинциальной жизни приморского старого города - смирение перед невозможностью выбора и жизнь на лоне природы – чем не путь к познанию смысла бытия?