4 окт. 2010 г.

В. Воробьёв. Православное возрождение Таганрога


Данная статья продолжает серию публикаций, посвященных Православному возрождению Таганрога. Автор надеется на дальнейшее обсуждение темы общественностью города.

       Совершенно справедливы напоминания таганрожцев о том, что состоявшееся в 2000 году прославление Царя Мучника Николая II, Царской Семьи и всех Новомучеников и Исповедников Российских, погибших за веру, Царя и отечество в ХХ веке, оказало существенное влияние на «выправление» ситуации в стране в целом и на Дону и в Таганроге, в частности. Действительно, так оно и было. Мы лишний раз не акцентировали ваше внимание на этом важнейшем событии в истории России и Русской Православной Церкви, потому что оно достаточно широко освещалось СМИ и однозначно оценивается православными людьми. Так что… простите нас за "пропуск" этого события в прейдыдущей статье и разрешите продолжить тему, интерес к которой понятен и закономерен - ранее вопрос воцерковления города не ставился и проблемы Таганрога с его языческим состоянием прямо не увязывались даже церковными СМИ…
       В прошлый раз мы остановились на покаянном деле городского масштаба - восстановлении порушенного в годы лихолетий Успенского Собора на «Октябрьской площади». Взявшись за такое дело, было бы неплохо и площади вернуть ее иторическое название - Соборной - и из-за Храма Божия на ней и из-за нашего искреннего стремления к соборному единению и покоянию жителей Таганрога.
       Конечно, было бы по христиански верным и мудрым ещё раз обратиться с этим вопросом к благочинному Таганрогского округа (1), что, надеемся, и будет сделано в самое ближайшее время. Нет сомнения в том, что наша инициатива будет им подержана и на это благое дело будет получено благословение правящего архиерея - Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона…
       Возрождаемый Собор не будет только символом нашего общего покаяния в ошибках прошлого, он будет и символом православного преображения Таганрога из его инынешнего языческого состояния, не имеющего радужных исторических перспектив. А с учётом окружающих Соборную площадь студенческих общежитий и учебных заведений в этой части города - Храм будет и символом православного будущего, ибо именно молодёжь и олицетворяет наше общее будущее.
       Покаяние и единение ради Православного, истинно Светлого будущего - вот что такое для нас восстановление разрушенного в годы лихолетий Таганрогского Свято-Успенского Собора!
       Вторым шагом в деле воцерковления города может быть издание понятной и доступной любому жителю Таганрога православной газеты. Не церковной и сугубо официальной, а общегородской - интересной и содержательной, читаемой и любимой газеты для таганрожцев и о таганрожцах. Полностью открытой не только для публикаций горожан, но и для возможной критики и нелицеприятных вопросов, свободной от чрезмерных богословских изысканий, всевозможных пространных опусов с самовосхвалением и превозношением Церкви. Сегодня нам, помимо официального, необходим и другой формат общения - диалог Церкви и верующих людей, как друг с другом, так и с неверующими земляками, позвояющий открыто говорить на все без исключения темы нашей повседневной жизни, о происходящих событиях в стране и в мире, об экономике и политике. 
       Такое современное многотиражное издание, на наш взгляд, может существенно дополнить хорошо известную таганрожцам церковную газету "Юг Православный", которая много лет успешно издается при поддержке протоиерея Александра Клюнкова (2). При этом любому здравомыслящему человеку ясно, что с новым изданием невозможно справиться силами клириков, без объединения усилий энтузиастов-мирян и профессиональных журналистов, как и без сотрудничества с уже существующими церковными и патриотическими печатными и интернет-СМИ Таганрога и Дона и официальными структурами Церкви.
       Сейчас удачных, положительных примеров хватает в стране, и все они благословлены и поддержаны или Святейшим Патриархом, или Московской Патриархией, что свидетельствует о понимании проблемы руководством Русской Православной Церкви. Всё более набирают популярность известные газеты "Русь Державная", "Народный Собор", журналы «Фома», «Наследник», интернет-порталы "Русская народная линия" и "Русский Дом", на страницах которых без табу и ограничений люди верующие и неверующие говорят не только о вере, Церкви и Православии в целом, но и о личных проблемах, своих приходах и городах, губерниях и епархиях, Церкви и стране в целом. И РПЦ стоит на месте, никуда не провалилась, и никто никого не одергивает и не обзывает в связи с этими изданиями раскольниками, еретиками, сектантами и прочими "нехорошими словами", как это до сих пор практикуется на уровне отдельных приходов, благочиний и епархий. 
       Всем нормальным людям давно понятно, что с переписанными в газеты и журналы Посланиями апостолов или трудами святых отцов (под своими именами) идти в народ больше нельзя - засмеют, как минимум, а как максимум, - обвинят в профанации Живой Христовой веры. С народом давно пора говорить на понятном языке, прекратив умничать и строить из себя "богоподобных" существ, приближённых к Царству Небесному и Самому Богу лишь по своей принадлежности к РПЦ. Людей интересуют конкретные вопросы и проблемы и мнение по этим вопросам и проблемам не только клириков Церкви, но и простых верующих, им интересен православный, но не "зашоренный" взгляд на происходящие процессы в стране, СНГ и в мире, непредвзятый и взвешенный анализ нашей и мировой истории, без всяких крайностей, характерных для целого ряда «патриотических», «православных» и просто «русских» изданий Москвы, Питера и ряда других городов.
       Не лишним будет и рассказ о деятельности приходов, о верующих людях и священниках в живой и непринужденной манере, как это давно практикует Православный телеканал «Союз». С этой задачей не хуже телеканала справится иллюстрированное, многоцветное издание. И здесь нам, как и по вопросу восстановления Успенского Собора, надо получать благословение благочинного и Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона, а также поддержку Казачества и православно-патриотических организаций и изданий Дона.
___________________________________________________________
1- статья написана до смены благочинного в Таганрогском округе;
2- благочинным Таганрога назначен протоиерей Тимофей Фетисов.

(продолжение следует)
г. Таганрог, 2009 год

В. Воробьев. Православное возрождение Таганрога


Имея определенное представление о процессах, протекающих в России, выскажем в этой статье субъективные, не безспорные соображения о возможном Православном возрождении города.

       Возьмём за «точку отсчёта» не 1986, 1991 или 2000 годы, которые связаны с известными политическими, социальными, экономическими событиями в стране, а 1997 год - канун прославления (канонизации) Святого Павла Таганрогского.
        Что мы имели в городе в 1997 году? Наверное, надо напомнить для прояснения общей картины. В промышленности и хозяйстве была полнейшая разруха, такая, что можно даже цифры не приводить. Люди выживали торговлей и случайными заработками. Пьянство, алкоголизм, проституция, наркомания, бандитизм и хулиганство выросли до таких масштабов, что бутылки, закуска, шприцы и презервативы валялись на ступеньках УВД и УФСБ города. Что уж говорить о подъездах домов, дворах и улицах города, о парках и скверах, производственных цехах и рабочих местах труженников умственного и физического труда...
        Жители боялись ходить по улицам, в Таганроге били, грабили и убивали даже очень больших начальников. В городе действовало 3-4 храма, постоянными прихожанами которых были не более 300 человек, 2/3 из них - люди весьма почтенного возраста.
        Можно без всякого преувеличения сказать, что именно в те годы среди верующих Таганрога начались разговоры о конце света, хотя, казалось бы, отсюда далеко до столицы нашей Родины - Москвы, где генерировался весь бардак и развал. Для полноты картины остаётся добавить, что в  бюджете города, после соответствующих отчислений в область и в Москву, оставались буквально копейки. Плюс к этому – общий дефолт России, который «накрыл» и Дон с Таганрогом. Люди и здесь начали готовиться к худшему...
       Что было дальше? Состоялась канонизация Святого блаженного старца Павла Таганрогского и всё потихоньку, неспеша стало в городе налаживаться, устраиваться и как-то обустраиваться. Обязательно найдутся люди, которые читая эти строки скажут: ага, что бы мы тут без вашей канонизации делали?! И они будут неправы, потому что именно молитвенная помощь Святого блаженного Павла помогла нам решить многочисленные, накопленные за десятилетия проблемы, которые имеют не только местное происхождение, но и московское, и связаны с властью, режимом 80-90 годов.
       Именно он, наш Заступник, имеет возможность молиться за нас и за город пред Самим Господом Богом и Божьей Матерью, Апостолами и великими Святыми русской земли и всего мира. Сами мы, по грехам своим и несовершенству, не в состоянии предстать пред Богом и просить у Него сверешений для Таганрога, Дона и всей России...     
       Не будем останавливаться на том, как, что конкретно, в какой последовательности решалось в Таганроге с 1997 года по настоящее время. Это вряд ли сейчас будет кому-то интересно. Отметим только, что производственные предприятия города и все его хозяйство были восстановлены, местный бюджет вырос многократно (хотя ещё и мал в масштабах Европы). Давно начато и активно ведется обустройство дворов и улиц, скверов и парков, спортивных и детских площадок, памятных мест и даже пляжей. Хорошо налажена работа городского транспорта и коммунального хозяйства. Упала в разы статистика по пьянству, алкоголизму, наркомании, проституции, а также преступноси, бандитизму и хулиганству. Люди не боятся, в отличие от того, как это было в конце 90-х годов, ходить по улицам города даже ночью.
       Налажена работа милиции, служб охраны правопорядка, спасения, чрезвычайных ситуаций; скорой помощи и здравоохранения, торговли и сферы услуг. Сегодня в Таганроге можно жить, работать и творить, не стыдясь за свою малую Родину. Молодежь востребована  городскими службами и промышленными предприятиями, бизнес-структурами и торговыми компаниями. Созданы условия для получения среднего специального и высшего образования (в Таганрогских и целом ряде филиалов Московских ВУЗов, Южном федеральном университете).
       Одним словом, налицо явные успехи и достижения, динамичное развитие и рост благосостояния; снижение безработицы и бедности, заболеваний, смертности. Растёт рождаемость! Возникает вопрос: это то возрождение города, о котором молились и мечтали таганрожцы разных поколений? Или нам есть куда идти, совершенствоваться?
       Отдавая должное власти и управлению, различным структурам, службам и специалистам, депутатам и общественности, финансистам и банкирам, промышленникам и предпринимателям, сфере торговли и услуг, деятелям науки, культуры и образования, правоохранительным органам и медикам, рабочим и служащим предприятий различных форм собственности, сфер, областей и отраслей жизнедеятельности за обустройство и развитие Таганрога, надо признать, что достигнутое сегодня не является абсолютным идеалом. Более того, мы видим, что наряду с ростом коммунальных и прочих платежей и улучшением ситуации с городским бюджетом, оснащённости городских служб современной техникой и оборудованием, то там, то сям растут ямы и провалы в прямом и переносном смысле. Виной этому - безразличия и безалаберность, а иногда и откровенно наплевательское отношение к исполнению прямых обязанностей и неплохо оплачиваемой работы.
       Замечательно то, что у нас появились Пушкинская набережная и ряд других, новый роддом, аквапарк и каток, детские и спортивные площадки, а не только рынки, магазины и склады. Неплохо и то, что город активно готовится к 150-летнему Юбилею известного всему миру нашего земляка, писателя, медика А. П. Чехова, которому принадлежат знамеитые слова о том, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Много чего полезного было и есть в Таганроге, чем можно гордиться и что можно показывать приезжим, туристам и паломникам - возмите хотя бы центральную часть города, отремонтированные и отреставрированные особняки, которые имеют неповторимую историю и архитектуру, осстановленные и построенные вновь Памятники и Храмы Божии, число которых ежегодно растёт в самом Таганроге и в близлежащих посёлках.
       Однако, не смотря на все достижения и успехи, что «бросается в глаза» наблюдательным людям, не только верующим, выходящим после службы или молебна из Храма, из часовни или келии Святого Павла Таганрогского? Что вызывает печаль сердца и озабоченность будущим города? Практически повсеместные языческие порядки и нравы, устремления, утехи, ценности, идеалы - на улицах и площадях, рынках и в магазинах, университетах и институтах, колледжах, лицеях и школах; яслях, детских садах и иных воспитательных учреждениях; производственных цехах, офисах банков, фирм и торговых центров; музеях, галереях и на выставках и ярмарках; фестивалях, конкурсах, соревнованиях; совещаниях и заседаниях, семинарах и конференциях; в кабинетах и коридорах власти и управления, приёмных депутатов и всевозможных фондов и организаций, в медицинских учреждениях и больницах, а также в домах, квартирах, семьях и дворах подавляющего большинства таганрожцев. Вот что «бросается в глаза» и печалит не только верующего человека, понимающего, что именно это довлеющее и всеобъемлющее язычество, местами переходящее в откровенную дикость, и есть главный тормоз в деле дальнейшего преображения, обустройства и расцвета всеми любимого Таганрога.
       Мы знаем, что священники города много сделали для обустройства и построения Храмов Божиих, создания библиотек и воскресных школ, молодежных центров и православных печатных и интернет-изданий; много делают для должного проведения богослужений, таинств и треб; лекториев, конкурсов, фестивалей и праздников для молодёжи и детей; оказания помощи нуждающимся, пожилым, больным людям; стремятся сделать ещё больше. И везде с ними рядом в свершениях и трудах - миряне, прихожане многочисленных храмов Таганрогского благочиния. Закономерен вопрос: преодолен "пик" Православного возрождения? И не пора ли переходить к неспешной, плановой и размеренной работе с паствой и немногочисленными неофитами, которые будут пополнять ряды прихожан, прихожанок?
       Что здесь можно сказать? Действительно, если учесть трудности в проведении богослужений, а также воспитательных, образовательных и просветительских процессов, благотворительных акций, форумов и презентаций, организационной и хозяйственной работы, финансовой и бухгалтерской, снабженческой и экономической, восстановительной и ремонтной, строительной, реставрационной, информационной и прочей деятельности, то нам явно нелегко, и переход к неспешной, плановой и размеренной работе с прихожанами, которых уже дал Господь Бог - это бальзам на душу и священникам, и мирянам Таганрога. Но сделано ли для Православного возрождения города всё возможное и требующееся жителям, молодёжи и всем крещёным землякам? Все ли таганрожцы нашли дорогу к Храму и дошли до духовных бесед и многочисленных мероприятий благочиния и приходов Таганрога?
       Повторимся еще раз: если бы не тотально языческие порядки в городе, можно было бы остановиться и успокоиться, но если ставить задачу воцерковления жителей города и разных сфер, областей и отраслей жизнедеятельности города, задачу духовно-нравственного преображения погибающей в пороках и страстях молодёжи, задачу возрождения Таганрога в качестве Православного города, то окажется, что все мы - и священство, и миряне, и "сочувствующие" Церкви и идее Православного будущего люди - только в самом начале очень трудного и долгого пути, останавливаться на котором легкомысленно и вредно…
       Именно сейчас, когда казалось бы надо пожить спокойно и даже в «своё удовольствие», Церкви Христовой Таганрога надо, засучив рукава, приступать ко второму, если так можно выразиться, этапу в нашей большой совместной работы, начавшейся 10 лет назад, будем условно считать - со дня прославления Святого Павла.
       Какой же он, этот «второй этап» нашей деятельности? В чём его особенности и главные этапы? Какова «основная движущая сила» этого процесса? Будем все излагать по порядку, неспеша, из статьи в статью, прислушиваясь при этом к мнению неравнодушных людей. А в завершении этой статьи представим вашему вниманию центральную, на наш взгляд, задачу в деле становления Православного Таганрога.
       Давно уже благочестивыми мирянами предлагается масштабное и символическое для Таганрога и Церкви, покаянное и Великое по своей значимости дело восстановления Успенского Собора на «Октябрьской площади». Было время, когда в благочинии поговаривали: «еще рано», теперь частенько говорят: «уже поздно», а на наш взгляд самое время взяться за решение этой задачи всем Православным миром и всей сочувствующей Церкви и идее общественностью, включая властные и административные, управленческие структуры, а также казачество и патриотические организации, промышленников и предпринимателей, банкиров и финансистов, деятелей культуры, науки и образования, представителей телевизионных и печатных СМИ!
       В Москве есть Храм Христа Спасителя, в Ростове - кафедральный Собор Рождества Богородицы, в Новочеркасске - Войсковой Собор Донского казачества. В Таганроге до сих пор на месте центрального городского Храма нет живого символа покаяния!
       Предлагаем, как это делается во многих городах не только Дона, но и всей России, Церкви начать сбор подписей под обращением к Мэру, депутатам и широкой общественности по этому вопросу, испросив на Святое дело благословение владыки - Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона.
       Разрушенный в недоброе время Собор, как известно верующим и интересующимся своей историей таганрожцам, был любимым Храмом Святого Павла Таганрогского. Мы часто говорим о любви к Богу или Божьей Матери, Святому Павлу – давайте нашу любовь «закрепим» конкретным делом любви, веры и покаяния - восстановлением Свято-Успенского Собора на Соборной площади (как раз к месту будет и ее переименование) города Таганрога! 
       Это дело, без сомнения, будет не только общецерковным, но и общегородским покаянным Деянием, верно и по-мудрому задающим Таганрогу дорогу в Светлое будущее в ХХI веке.

г. Таганрог, 2008 год