18 мая 2011 г.

Официальный сайт Таганрога на английском языке




Антон Павлович Чехов - великий русский писатель, драматург и общественный деятель из Таганрога

Чехов Антон Павлович – великий русский писатель, драматург и общественный деятель. Родился 29 (17) января 1860 года в Таганроге, умер 15 (2) июля 1904 года в Баденвайлере (южная Германия). Автор многих пьес, повестей, новелл и рассказов. Мастерство А.П.Чехова проявилось в умении разглядеть за мелочами повседневного быта глубокий социальный смысл, почувствовать и понять душу человека. Его творчество оказало огромное влияние на развитие мировой литературы и театрального искусства.

Семья Чеховых: отец - Павел Егорович (1825-1898 гг.),  мать - Евгения Яковлевна, урождённая Морозова (1835-1919 гг.), дети: Александр - литератор, лингвист (1855-1913 гг.), Николай - художник (1858-1889 гг.), Антон - великий русский писатель, драматург (1860-1904 гг.), Иван – учитель, известный московский педагог (1861-1922 гг.), Мария - художница-пейзажистка (1863-1957 гг.),Михаил – писатель, юрист (1868-1936 гг.).
Отец - Павел Егорович - был весьма интересной личностью. Будучи купцом 3-й гильдии, он занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно-патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось замещать отца в лавке, конечно, в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления. Дети разыгрывали сценки, придуманные Антоном, и многие герои домашних спектаклей «ожили» потом в его рассказах.

Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но при этом страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

В «маленьком флигеле на Полицейской улице» (ныне музей «Домик Чехова» на ул.Чехова), где родился Антон, семья прожила около двух лет. С 1869 по 1874 гг. семья Чеховых арендовала двухэтажный кирпичный дом купца Моисеева, выстроенный в середине XIX в. Первый этаж отец отвел под бакалейную лавку, а на втором жила вся семья. Долгие часы по просьбе отца просиживал Антон в лавке – отвешивал товар, пытался сделать уроки. Наивный подросток едва ли осознавал в то время, что немало типов, «подсмотренных» им здесь, попадут на страницы его будущих произведений. В 1977 г. здесь был открыт музей «Лавка Чеховых», экспозиция которого рассказывает о жизни семьи Чеховых на Ярмарочном переулке.

В августе 1868 г. П.Е.Чехов привел восьмилетнего Антона в приготовительный класс мужской классической гимназии (ныне гимназия им.А.П.Чехова ), где учились и его старшие братья. В гимназии была строгая дисциплина. Одним из запретов было посещение театра без разрешения начальства гимназии, и Антону не раз приходилось быть в карцере из-за увлечения театром. Учился будущий писатель не лучшим образом, более того, дважды оставался на второй год.

Антон любил читать. Постоянно брал книги в 1-й публичной городской библиотеке, которая открылась в 1879 г. (ныне Центральная городская библиотека им.А.П.Чехова). Читал много, бессистемно, любил юмористические журналы и сборники популярного тогда Н.А.Лейкина.

Театром Антон увлекся в 13 лет и любил его до конца своих дней. Впервые он попал в театр (ныне Таганрогский драматический театр им.А.П.Чехова) с братом Иваном в 1873 г. – давали оперетту «Прекрасная Елена» Ж.Оффенбаха.

Антон охотно принимал участие в музыкально-литературных вечерах, проходивших в зале гимназии. В годы учебы в старших классах он издавал рукописный юмористический журнал «Заика». Из гимназической юности в рассказ Чехова попал инспектор гимназии А.Ф.Дьяконов – он стал прототипом учителя Беликова в рассказе «Человек в футляре». А трагическая судьба преподавателя древних языков В.Д.Старова описана Чеховым в рассказе «Ариадна». Из гимназических лет был взят Чеховым один из псевдонимов «Антоша Чехонте».

За годы учебы в гимназии Антон Чехов накопил множество жизненных впечатлений, которые «выплескивались» на бумагу в виде небольших рассказов, пародий, которые Антон отправлял в Москву брату Александру для критики. Им были написаны пьеса-комедия «Нашла коса на камень» и водевиль «Недаром курица пела».

В 16-летнем возрасте он переживает семейную драму – разорение отца и переезд семьи в Москву, и остается в Таганроге с определенной целью – закончить гимназию. В эти годы Чехов написал драму «Безотцовщина».

Итогом 11-летней учебы в гимназии стал аттестат зрелости, полученный А.П.Чеховым 15 июня 1879 г. Это был первый важный документ в жизни 19-летнего Антона, который давал право на поступление в любой русский или заграничный университет без вступительных экзаменов. Для тех, кто собирался продолжить обучение, Городская Дума Таганрога учредила 10 стипендий в размере 300 рублей в год. Таким стипендиатом стал и Антон Чехов. В 1879 г. он переезжает к семье в Москву и сразу же поступает в Московский университет на медицинский факультет.

В 1880 г. в журнале «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом – «Антоша Чехонте» или «Человек без селезенки». В 1884 г. вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».

После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас - город Истра), в больнице известного врача П.А.Архангельского. В это время появляются такие рассказы как «Беглец», «Хирургия». Затем Чехов работает в Звенигороде, временно заведуя больницей. Появляются темы для таких рассказов, как «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена».

С весны 1885 г. семья Чеховых приезжает в усадьбу Бабкино, неподалеку от Воскресенска, к своим хорошим знакомым и надолго остается там. Это наилучшим образом отразилось на творчестве Антона Павловича. Прекрасная природа, разговоры о музыке, искусстве, литературе, дружба с художником Левитаном. Чехов много и плодотворно трудится.

По возвращении в Москву, в 1886 г., Чехов получает ободряющее письмо от писателя Д.В.Григоровича, едет в Петербург выразить свое почтение и признательность. В Петербурге он неожиданно получает приглашение на работу от знаменитого издателя А.С.Суворина в газете «Новое время». Сборники произведений этого времени - «Пестрые рассказы» (1886 г.), «Невинные речи» (1887 г.). С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от псевдонима и подписывается полным именем.

В 1887 году в Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики, ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.

В 1888 г. семья Чеховых поселяется на даче помещиков Линтваревых близ Сум Харьковской губернии, чтобы провести там весну и лето. Чехов нуждался в новых местах и новых сюжетах для своих произведений, и, к тому же, кашель все чаще стал мучить писателя. Антон Павлович принимает на даче своих друзей литераторов: Плещеева, Баранцевича, книгоиздателя Суворина. С Сувориным у Чехова завязывается настоящая дружба, длившаяся много лет.

Там же Чеховы проводят и лето 1889 г., но оно омрачается смертью брата писателя - Николая. Это событие сильно подействовало на Чехова, он, вскоре после похорон, уезжает с дачи, начинает собираться за границу, но оказывается в Одессе. Здесь гастролировал Малый театр, и Чехов знакомится с молодой артисткой Пановой, за которую впоследствии, уже в Москве, его пытаются безуспешно сватать. После Одессы Чехов едет в Ялту, им овладевает депрессия. В Ялте происходит знакомство с сестрами Шавровыми, с одной из которых, Еленой Михайловной, писательницей, Чехов впоследствии переписывается, хлопочет об издании ее произведений, дает профессиональные советы. Вернувшись в Москву, на Садово-Кудринскую, Чехов активно принимается за литературную работу. Вскоре из-под пера Антона Павловича выходит «Скучная история» и пьеса «Леший». Пьеса «Леший» была неудачно поставлена, Чехов снял её с репертуара, и несколько лет спустя переделал, дав новое название - «Дядя Ваня».

В доме на Садово-Кудринской написаны также повесть «Степь», водевили «Медведь», «Лебединая песня», более ста рассказов. И это при том, что в доме почти постоянно были гости. На втором этаже толклась молодежь, звучало фортепьяно, шли разговоры, а в это время на первом этаже Чехов сидел за столом и писал. В этом доме Чехов знакомится с Л.С.Мизиновой, «прекрасной Ликой», как он потом её называл. Очень красивая, веселая, умная, Лика стала любимицей семьи Чеховых. В чеховском доме бывал Петр Ильич Чайковский, Григорович, известные в то время артисты А.П.Ленский и В.Н.Давыдов, издатель Лейкин, писатель Н.С.Лесков. Четвертый сборник рассказов «Хмурые люди» Чехов посвятил Чайковскому.

В 1888 году по решению Академии наук писатель получает половинную Пушкинскую премию за третий сборник рассказов «В сумерках». Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности.

В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин - место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».

Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».

По возвращении в Москву из-под пера Чехова также вышли произведения «Гусев», «Бабы», «В ссылке», «Рассказ неизвестного человека», «Убийство». Однако жизнь в Москве после такого путешествия кажется Чехову неинтересной, и он отправляется в Петербург, чтобы встретится с Сувориным. Они решают вместе ехать в Западную Европу и посещают Вену, Болонью, Венецию, от которой Чехов приходит в восторг, а также Флоренцию, Рим, Неаполь, где писатель совершил восхождение на Везувий. Из Ниццы Антон Павлович отправляется в Монте-Карло, где проигрывает в рулетку 900 франков, затем в Париж.

По возвращении Чехов едет в Алексин, где младший брат Михаил снял дачу на берегу Оки. Но вскоре Чеховы меняют место, переезжая в усадьбу Богимово, принадлежащую местному помещику Былим-Колосовскому. Усадьба была великолепна, с громадными комнатами, прекрасным садом, липовыми аллеями, прудами. Писатель был в восторге. Каждое утро он вставал в четыре часа, пил кофе и садился работать, причем не за письменным столом, а за подоконником. Здесь была написана «Дуэль», систематизированы сахалинские заметки. Чехов работал до одиннадцати часов, потом шел в лес за грибами или на рыбалку. В час дня семья обедала, а в три Чехов снова принимался за работу до самого вечера.

В 1891-1892 гг. часть средней полосы России и Поволжья из-за неурожая и засухи переживала сильнейший голод. Чехов организует сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, сам дважды выезжал туда. Чехов возмущен тем, что о положении в деревне нет объективных статей в газетах, что корреспонденты знают деревню «только по Глебу Успенскому». В это время Чехов пишет рассказ «Жена».

В 1892 г. Чехов покупает имение в селе Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии: давняя его мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба была в запущенном состоянии и обошлась Чехову относительно недорого. В марте семья Чеховых, состоящая из отца, матери, сестры Марии и самого Антона Павловича переехали в Мелихово. Первое время с ними живет младший брат Михаил. Сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его. В чеховском доме у каждого была своя хозяйственная роль: Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель, теперь полностью признавал главенство Антона Павловича. В его задачи входил уход за садом. Мать, Евгения Яковлевна, вела домашнее хозяйство, вставала раньше и ложилась позже всех. Сестра Мария занималась огородом, при этом она регулярно уезжала в Москву, так как работала учительницей в гимназии. Михаил занимался полевым хозяйством, он даже перевелся на службу в Серпухов, чтобы быть поближе к Мелихову. Павел Егорович начинает вести свой дневник – «Мелиховский летописец», лаконично отражающий состояние природы, хозяйства, визиты многочисленных гостей, приезды и отъезды родных.

Мелиховский период – это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.

В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге . Писатель жертвует туда более двух тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии, до самой своей смерти, Чехов постоянно отсылал в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.

Несмотря на трудную дорогу (иногда от станции приходилось идти пешком 12 верст), к Чеховым беспрестанно наезжали гости. Часто бывал художник Левитан, черпая вдохновение в скромных мелиховских пейзажах, гостили многие писатели, артисты, музыканты, люди науки, старшие братья с семьями, родственники из Таганрога. Приезжали актрисы О.Л.Книппер, Т.Л.Щепкина-Куперник, Д.М.Мусина-Пушкина. Часто наведывались подруги Марии Павловны художницы Хотяинцева и Дроздова, и, конечно, Лика Мизинова.

Чехов не ведет жизнь деревенского затворника. Он часто ездит в Москву и Петербург, где встречается с писателями, художниками, артистами, посещает театры, концерты, бывает в редакциях журналов и газет, принимает участие в литературных вечерах, и т.п. Вообще, появление Чехова вызывает большой резонанс в творческих кругах. В 1895 г. Чехов посещал Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н.Толстым, который давно ждал этого. Впоследствии Чехов и Толстой часто встречались в Крыму.

В Мелихово, несмотря на бесконечный хоровод гостей, не всегда желанных и тактичных, Чехов постоянно пишет. В 1894 г. он выстроил небольшой деревянный флигель, о котором сам писал в одном из писем: «Флигель у меня вышел мал, но изумителен». Первоначально уютный домик, окруженный ягодными кустарниками, предназначался для гостей, но вскоре стал рабочим кабинетом писателя. Когда Чехов был дома, над флигелем поднимался флаг. Именно здесь была написана «Чайка». В 1896 г. на сцене петербургского Александринского театра состоялась премьера пьесы, но спектакль не имел успеха. Чехов очень тяжело переживал неудачную постановку. В 1898 г. «Чайка» была поставлена на сцене Московского художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.

Вообще же, в мелиховский период (1892 - 1898 гг.) созданы «Палата №6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Кроме того, в эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным адресатам.

В 1897 г. у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг. Осень и зиму 1897-1898 г.г. писатель живет в Ницце, потом в Париже, где знакомится с известным скульптором М.М.Антокольским. Чехов убеждает Антокольского создать для Таганрога памятник основателю города Петру Первому. Переговоры проходят удачно, Чехов организовывает бронзовую отливку статуи и доставку её через Марсельский порт в Таганрог.

В мае 1898 г. Чехов возвращается в Мелихово. Здесь он живет до сентября, пока не началась осенняя сырость, а затем едет в Ялту. Там Чехов приобретает участок земли в двух километрах от набережной. В октябре Чехов узнаёт о смерти отца. Он пишет сестре: «…Грустная новость, совершенно неожиданная, опечалила и потрясла меня глубоко. Жаль отца, жаль всех вас…Мне кажется, что после смерти отца в Мелихове будет уже не то жильё, точно с дневником его прекратилось и течение мелиховской жизни».

В Ялте Чехов начинает строительство дома. Деньги на постройку появились от продажи сочинений известному книгоиздателю Марксу. Вскоре по проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача. Чехов с упоением занимался благоустройством участка, сажал деревья. Зима 1899 г. в Крыму была чрезвычайно суровой, со снегом, морскими бурями. Писатель затосковал о Москве, где в это время с успехом шли его пьесы, кипела творческая жизнь.

Весной он едет в Москву, затем в Мелихово. Но в конце августа вновь оказывается в Крыму. Имение в Мелихове было продано, и Чехов с матерью и сестрой окончательно перебирается на жительство в Ялту. Здесь он начинает активную общественную деятельность: как местный житель, он избирается в члены попечительского совета женской гимназии, жертвует 500 рублей на строительство школы в Мухолатке, хлопочет об устройстве первой биологической станции. В Ялте, будучи сам тяжело болен туберкулезом, работает в Попечительстве о приезжих больных. В то время очень многие чахоточные приезжали в Ялту, причем почти без денег, только потому, что были наслышаны об Антоне Павловиче Чехове, который помогает устроиться и даже может похлопотать о виде на жительство для людей еврейской национальности.

На рубеже XIX-XX веков Чехов является признанным мастером, его произведения вызывают массу литературных споров и, как следствие, общественно-политический резонанс. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Он пишет: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью». Это – жизненное и писательское кредо Чехова.

В 1900 г. Чехова выбирают в почетные академики Петербургской Академии наук. Но в 1902 г. Чехов выходит из её рядов в знак несогласия с решением Академии об исключении Горького по причине его политической неблагонадежности.

Весной 1900 г. в Крым приезжает на гастроли Московский художественный театр. Чехов отправляется в Севастополь, где специально для него дают «Дядю Ваню». Позже театр переезжает в Ялту, и в доме Чехова начинают собираться интереснейшие люди: Бунин, Горький, Куприн; каждый день у Чеховых - вся театральная труппа.

Вскоре театр возвращается в Москву. Но уже в июле Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 г. и впоследствии активно переписывался, снова едет в Ялту гостить у писателя. Они проводят вместе весь июль, и за это время определяется их дальнейшая совместная жизнь.

Зиму 1900-1901 гг. Чехов находится в Ницце на лечении, потом едет в Италию, а в феврале возвращается в Ялту. 25 мая А.П.Чехов и О.Л. Книппер венчались. Сразу после свадьбы Ольга Леонардовна везет мужа в Уфимскую губернию на кумыс - считалось, что он помогает при чахотке. Чехов уже очень слаб, но, несмотря на мучительную болезнь, он продолжает писать, встречаться с людьми, помогать всем, кому только можно. «Я презираю лень, как презираю слабость и вялость душевных движений», - сказал он как-то о самом себе. В это время написана и поставлена пьеса «Три сестры» (1901 г.).

Чехов в основном живет в Ялте, хотя осень и ветреная сырая зима, проводимые в плохо отапливаемом доме, не добавляют Антону Павловичу здоровья. В ноябре 1901 г. он пишет жене: «У меня в кабинете обыкновенная температура +12 и редко бывает +13. Камина топить нельзя, потому что у меня от камина глаза болят. А при 12 градусах работать трудно».

Супруги не виделись по несколько месяцев, так как Ольга Леонардовна была занята в театре, а Чехов вынужден был находиться в Ялте по предписанию врачей. Разлуки эти были мучительны для обоих. Чехов писал жене: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству». Вообще, переписка Чехова с Книппер – это потрясающее свидетельство их взаимоотношений: столько в них нежности, любви, уважения, заботы друг о друге, иногда плохо скрываемой боли от невозможности быть вместе. В письмах отражена история развития Московского художественного театра, где Чехов – его главный автор, а Книппер - исполнительница главных ролей; интересен обмен мнениями о литературе, писателях, актерах, вообще о художественной жизни того времени. Иногда Чехов наведывался в Москву.
В 1904 г. ставится пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы.
«Вишневый сад» стал последним произведением великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 г. Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвайлер, знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.

15 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

Через неделю тело писателя доставили в Москву. Похоронен А.П.Чехов на Новодевичьем кладбище столицы.

На родине писателя, в Таганроге, свято чтут его память, бережно сохраняют и приумножают чеховское наследие. Именем Антона Павловича названа самая протяженная улица города, на ней же в сквере установлен памятник писателю работы скульптора Рукавишникова. Таганрог является крупнейшим научным центром по изучению жизни и творчества А.П.Чехова.

При подготовке использованы материалы ТГЛИАМЗ, предоставленные заместителем директора музея-заповедника Е.А.Кожевниковой, и гуманитарного фонда «Чеховский центр».

Информационно-новостной портал города Таганрога




Спутниковая карта города Таганрога (WebMaps.Ru)




Справочно-информационный портал "ИнфоТаганрог"




Галина Тимофеева. Подземные тайны старого Таганрога


Старый Таганрог овеян легендами, связанными с известными людьми, которые здесь жили, старинными вещами, хранящимися ныне в музеях, тайнами старинных особняков… И всё же больше всего загадок таят таганрогские подземелья. Однако многие до сих пор сомневаются: а были ли на самом деле эти подземелья, или это всего лишь ещё одна городская легенда?

Таинственными галереями интересовался сам Чехов

Самый знаменитый таганрожец — Антон Павлович Чехов горячо интересовался подземельями Таганрога и даже писал о них: «Ещё о легенде и притом — таинственной и заманчивой легенде. Дело идёт о подземных ходах и галереях, прорытых некогда под Таганрогом… Одни приписывают их туркам, другие идут дальше и утверждают, что эти ходы прокопали ещё древние римляне в ту отдалённую эпоху, когда их многочисленные колонны были рассыпаны по побережью всего Чёрного и почти всего Азовского морей… Легенда утверждает также, что известны и начало, и конец этих галерей. Начинаются они где-то в крепости недалеко от Троицкой церкви (а по другой версии — в одной из казарм) и кончаются какой-то пещерой у Карантина». Итак, легенды о таганрог.ских подземельях бытовали уже в пору детства великого писателя и уже тогда обросли многочисленными слухами. Конечно, версия насчёт древних римлян — слишком смелое предположение, и оно далеко от истины. Но всё же были ли таганрогские подземелья в действительности? И если были, то что собой представляли?

Таганрогские подземелья — реальность!

— Подземелий не может не быть, потому что, когда строилась Петровская крепость, сооружались и подземные переходы от бастионов к равелинам, из бастионов в крепость, чтобы во время осады по ним могли перебегать защитники крепости, — говорит старший научный сотрудник Таганрогского крае.ведческого музея Алла Цымбал. — И эти подземелья никуда не делись, ведь когда крепость разрушили, уничтожили только наземную часть. Существовали даже обширные подземные казематы под бастионами, куда заключали преступников и военнопленных. Впо.следствии эти подземелья использовались контрабандистами. В общем, существование крепостных подземелий не вызывает сомнений. В отчёте краеведческого музея за 1926 год сообщается, что «в одном из разрушенных валов Петровской крепости обнажилась верхняя часть входа, выложенная камнем на извести». Такого же вида подземные ходы, с каменными сводами, находили возле здания Таганрогского ра.ди.отехниче.ского института (ныне Южного федерального университета). В 1927 го.ду во дворе жилого дома близ остатков старой крепости вырыли яму для извести. Под тяжестью воды дно ямы неожиданно провалилось, и на глубине пяти метров открылся подземный ход высотой 1,5 метра и шириной 1,75. По этому ходу удалось пройти чуть больше 20 метров. Дальше был завал… После упразднения крепости её постройки, укрепления и валы были разрушены. Ныне на месте бывшей крепости стоят университетские корпуса. Во время строительства общежития № 5 у переулка Гарибальди были найдены круглый старинный пороховой погреб и полузасыпанный подземный ход. К сожалению, их не оставили как музейные объекты. Известно, что во время Первой мировой войны в этом пороховом погребе находилась дез.инфекционная камера госпиталя, располагавшегося в Алексеевской гимназии. Ныне о крепостных подземельях напоминают только провалы в земле, время от времени происходящие во дворе пятиэтажного дома по улице Чехова, возле университетского корпуса «А».

По подземным ходам доставляли контрабанду

Однако, помимо крепостных подземелий, были и другие.

— Когда строилась биржа у моря, там соорудили огромные подземные склады в несколько этажей, — рассказывает Алла Августовна. — Я росла на Греческой улице и помню, что все наши местные мальчишки с увлечением лазили по этим многоярусным лабиринтам. До сих пор там сохранились арочные входы, но своды самих подземных складов осыпались и ходить туда небезопасно. По сей день в районе Богудонии, рыбачьего посёлка, расположенного над морем близ Никольской церкви, образуются провалы земли — напоминание о многочисленных подземных сооружениях. Огромные подземные ледники для хранения рыбы были у владельцев рыбозаводов и складов на бывшей Рыбной площади. В середине прошлого века при раскопке котлована в одном из ледников даже были обнаружены остатки рыбы. А в 1962 году на бывшей Рыбной площади, на пересечении Энгельса и Добролюбовского, провалилась земля и образовалась гигантская воронка диаметром 4 метра и глубиной 12 метров. Лет двадцать назад мы осматривали с археологами остатки этих ледников. Говорят, они были просто огромные, тянулись на километры и у них были ещё какие-то продолжения типа подземных галерей. Возможно, что-то от них и сохранилось, но уже тогда они были в таком состоянии, что лазать по ним было просто опасно.
 
По одной из легенд, от макаронной фабрики Машетти (ныне территория троллейбусного управления на улице Александровской) до самого порта шёл огромный подземный ход, по которому ездили возы с мукой. А на бывшей Греческой улице в домах были глубокие подвалы, соединённые подземным ходом с набережной, где находились каменные амбары для хранения прибывших грузов. Но самыми захватывающими легендами, конечно, были рассказы о таганрогских контрабандистах и прорытых ими до самого порта подземных туннелях. Один из таких ходов принадлежал известному в городе дельцу Марку Вальяно. Туннель от подвалов его дома выходил прямо к морю. О делах этого контрабандиста писали в своих рассказах Антон Чехов и Сергей Званцев. Упоминали они и про подземный ход. Удивительно, весь город, даже вездесущие мальчишки, знали о «вальяновском подкопе», и, тем не менее, знаменитому контрабандисту всегда удавалось выходить сухим из воды. Но это уже совсем другая история… Как бы там ни было, таганрогские подземелья действительно существовали. И многие из них существуют до сих пор. Хотя они по-прежнему остаются неизученными и оттого не менее загадочными, чем в чеховские времена.

РЕКОРДНО НИЗКИЕ ЦЕНЫ НА НОВЫЕ НОУТБУКИ, МОНОБЛОКИ, ФОТОАППАРАТЫ, ВИДЕОКАМЕРЫ
И ДРУГИЕ ТОВАРЫ ИЗ США


Туристическое агентство "Слуверас" (Ростов на Дону)



Специальные предложения - ТАЙНЫ ТАГАНРОГА


17 мая 2011 г.

"ГОРОД БУДУЩЕГО В ГРАНИЦАХ ПРОШЛОГО." Интервью с главным архитектором Таганрога С.Ю. Рябоштановым


Строительный бум, начавшийся в Москве, и продолжившийся в региональных центрах, достиг, наконец, провинции. И оказалось, что провинция к нему не вполне готова. Если говорить о Таганроге, ситуация здесь достаточно проблематична: территориальное развитие города тормозится собственными границами. Особая специфика Таганрога - с трех сторон море, с четвертой - сельскохозяйственные угодья, и так уже потесненные в годы строительного бума 80-х, сыграла-таки свою роль. В результате для освоения осталась территория под 220 тысяч квадратных метров жилья на Русском поле, и под 700 тысяч квадратных метров - в Северном жилом массиве. По масштабам нынешних строительных планов этого Таганрогу явно недостаточно. А развиваться надо. Объявленные Президентом национальные проекты того настоятельно требуют, финансовый перегрев коммерческих компаний таков, что они готовы хоть сейчас вложить серьезные средства в превращение Таганрога в южно-российский Лас-Вегас. Как действовать, куда двигаться? Отвечает главный архитектор Таганрога Сергей Рябоштанов.

-Сергей Юрьевич, неужели Таганрог превращается в город, неперспективный с точки зрения территориального и архитектурного развития?

-Я бы не оценивал ситуацию столь трагично. Исторически сложилось, что плотность застройки в Таганроге чрезвычайно высока. Не так много можно найти свободных "пятен", которые были бы пригодны для начала нового строительства. Наиболее привлекательная для инвесторов центральная часть города требует серьезных финансовых вложений. Чтобы возводить здесь крупные комплексы, необходимо решить массу вопросов - от отселения жителей до поквартальной застройки в соответствии со сложившимся архитектурным стилем. Разумеется, такие прецеденты в Таганроге есть, но их не так много, как хотелось бы.

-С центром ситуация понятна. А что с окраинами? В свое время многие были убеждены, что Таганрог еще очень долго сможет прирастать, например, за счет Русского поля...

-В принципе, такая перспектива и сегодня не исключается, но решение этой задачи - дело будущего. Если же говорить о дне сегодняшнем, то главная проблема, которая сдерживает строительство на окраинных городских территориях, в том же Северном жилом массиве - это отсутствие инженерной инфраструктуры. Сегодня многие строительные компании, в том числе и ростовские, московские, готовы возводить жилые многоэтажные комплексы. Но когда выясняется, что сначала необходимо затратить очень серьезные средства на прокладку сетей и создание инфраструктуры, далеко не все к этому оказываются готовы. Специфика ситуации на Северном такова, что нельзя строить инженерные коммуникации частями, необходимо сделать все сразу, целиком, а уже потом браться за возведение жилья. Осуществление такого объема работ не по силам отдельным инвесторам, здесь без государственных инвестиций не обойтись. Разумеется, инженерная инфраструктура на Северном поселке будет создана, мы подошли к этому вплотную, да и деваться некуда. Северный жилой массив сегодня - последняя территория, где можно реализовать программу строительства доступного жилья. Что касается проекта инженерной инфраструктуры Северного жилого массива, то предложения по его разработке отбираются на конкурсной основе.

-Не является ли временное отсутствие нового Генерального плана Таганрога сдерживающим фактором для расширения строительства?

-Генеральный план - это не панацея, которая решит все проблемы. В конце концов, у нас есть старый Генплан, есть исторически сложившееся зонирование территорий. Если, например, мы говорим о застройке Северного жилого массива, то я не думаю, что в данном случае мы входим в какое-то противоречие с Генеральным планом. Важно понимать другое: наличие Генерального плана предписывается нам новым Градостроительным кодексом, и все, что мы собираемся строить или планировать на основе Генплана, будет легитимно и законно. Например, у нас есть стратегические объекты, развитие которых без Генерального плана проблематично: речь о портовых территориях, о наличии двух аэродромов, о тех же границах Таганрога, которые сегодня сдерживают расширение строительства. Мы очень тесно работаем с московским институтом "Гипрогор", который разрабатывает проект Генерального плана Таганрога. Это взаимодействие крайне необходимо: хорошо, конечно, иметь общий теоретический взгляд на проект, но необходимо знать и специфику, особенности города, учитывать мнение местных специалистов. Надеюсь, что этим летом мы окончательно определимся с основной концепцией Генплана, а к концу года, началу следующего, будем иметь готовый документ. Но он вступит в юридическую силу только после экспертизы и публичных слушаний, которые пройдут в Таганроге.

-Сергей Юрьевич, Вы автор проекта, который теперь стал визитной карточкой Таганрога. Я имею в виду новую Пушкинскую набережную. Этот замечательный комплекс убедительно показал, что если у города будут деньги, он вполне может превратиться в уникальное архитектурное явление, сочетающее в себе преимущества и курортного, и исторического города. В связи с этим хочу спросить: могут ли таганрожцы рассчитывать на то, что побережье и дальше будет преображаться и облагораживаться?

-Еще несколько лет назад многие считали, что такое вряд ли возможно. Хотя у нас уже тогда имелись наработки преобразования всего северо-восточного побережья, начиная от Пушкинской набережной и Солнечного пляжа. Сегодня ситуация принципиально иная: желающих участвовать в освоении северо-восточного побережья, вкладывать средства в строительство развлекательных, культурно-оздоровительных и гостиничных комплексов, жилья на побережье, - огромное количество. Свободных участков уже практически нет. Могу сказать больше: есть инвесторы, например, столичная компания "Русский уголь", которые уже в ближайшие два-три года введут в строй крупные объекты в этой рекреационной зоне. Говоря о развитии северо-восточного побережья, хочу подчеркнуть: у нас есть еще и южное побережье, которое еще более перспективно с точки зрения развития Таганрога как курорта. Но это уже совсем другие финансовые средства, иные масштабы. Необходимо осуществить укрепление береговых склонов, намывку прибрежной территории, проложить кольцевую трассу… Реконструкция южного берега - это задача будущего, но я не стал бы утверждать, что слишком отдаленного. Экономическая ситуация в стране развивается циклично, и кто знает, может быть, соответствующие возможности появятся у города достаточно скоро. Как архитектор, могу сказать одно: проекты преобразования южного побережья у нас есть.

-Национальный проект "Доступное жилье" Вас, как главного архитектора, касается самым непосредственным образом...

-Я бы сказал жестче: выполнение этого проекта на уровне Таганрога - одна из самых главных задач главного архитектора. Не буду скрывать - решается она трудно, в том числе и в силу тех причин, о которых говорил выше. Установлены очень сжатые сроки, они не обсуждаются. В какой-то мере это является стимулом - для тех же строительных компаний. Они получают карт-бланш, они сегодня - главные герои дня, и нельзя не заметить, что строительство интенсивно развивается, в том числе и потому, что вектор коммерческого интереса застройщиков совпадает с вектором федеральных приоритетов. На этом фоне высветились многие проблемы в строительной отрасли, что не может не тревожить. В городе все еще недостаточно развито производство разнообразных строительных материалов в промышленном масштабе, необходимом для строительных корпораций. Да и сами строительные предприятия пока недостаточно мощны. Ведь, согласитесь, одно дело - построить небольшой элитный дом или одну 9-этажку, и совсем другое - планомерно осуществлять строительство больших многоквартирных комплексов. Тенденции к объединению в Таганроге уже наметились: есть строительная Ассоциация, создан Консорциум строительных компаний.

-Что можно сказать о крупных коммерческих проектах?

-На Мариупольском шоссе выделен участок известной компании "Перекресток" под строительство торгово-развлекательного центра. С серьезными предложениями выступили иногородние компании "Вавилон", "Рамстор", "Галактика". Одна из крупнейших таганрогских фирм - компания "Инпром" также предложила весьма масштабный, интересный проект. Кстати, если вернуться к развитию той же Пушкинской набережной - в исторической ее части предполагается строительство крупного гостиничного комплекса, инвестором выступает таганрогская компания "Бета-Ир". Рассматривается и проект развития крупнейшего таганрогского рынка "Радуга" с учетом того, что будет реконструирован и сохранен прилегающий к нему стадион. Проектов много, инвесторов - еще больше. Главное, чтобы их желания строить в Таганроге превращались в реальные завершенные объекты.

-Как реагирует на этот бум коммерческого строительства общественность Таганрога?

-Вы затронули один из самых больных вопросов. Вот посмотрите, у меня на столе стопка писем: все это жалобы, обращения в прокуратуру и вышестоящие инстанции, которые пишут таганрожцы, не желающие, чтобы появился какой-то новый коммерческий или административно-хозяйственный объект. Действительно, эта проблема реально существует, и носит она, скорее, социальный характер. Не все у нас живут одинаково, и когда появляется перед глазами внушительный магазин или торговый комплекс, это вызывает раздражение у какой-то части населения. Поэтому, прежде чем выдать разрешение на строительство, мы требуем от застройщиков, чтобы они в обязательном порядке уладили все спорные вопросы с жителями прилегающих территорий. Если нужно построить новую, или перенести детскую спортивную площадку, отремонтировать объекты общественного пользования, они, застройщики, должны это сделать. У нас есть примеры, когда возникающие проблемы решаются к взаимному удовольствию и жителей, и застройщиков, и инвесторов. Но есть и другие примеры, когда конфликт погасить не удается. С другой стороны, я иногда думаю: неужели город не должен развиваться, застраиваться новыми красивыми зданиями, в том числе и торговыми? Не может градостроительство стоять на месте - это ведь тоже факт, с которым трудно спорить?

-А если это развитие, как в случае со строительство терминала по перегрузке мазута на судоремонтном заводе, входит в противоречие с интересами жителей города? И вообще, можно ли разрешать подобные противоречия только путем достижения общественного согласия?

-Вы хотите знать, можно ли решить транспортную проблему Пушкинской набережной техническими, архитектурными средствами? Да, можно. Есть варианты решения - частичного, и полного. Возможна модернизация существующей железнодорожной ветки на ряде участков. Есть принципиально другие решения. Но все зависит от того, насколько готовы и соответствующие структуры, и государственные органы финансировать эти решения. От себя добавлю, что это проблема уже не городского, а как минимум регионального уровня. Кто-нибудь, например, рассматривал перспективу создания туристического порта? Просчитывал степень доходности такого проекта? И, может быть, терминал по перегрузке нужно было размещать вообще в другом месте? Но, повторяю, это проблема скорее регионального или федерального уровня.

-И последний вопрос: Вы все-таки архитектор, а значит, скорее художник, чем администратор. Не в тягость ли чиновная работа, остается ли время для творчества?

-Времени как раз и не хватает. Катастрофически. Но я уверен, что свой лучший проект я еще не создал. Было бы грустно думать, что все лучшее, на что способен, уже сделано.

Интервью провел Сергей Вахонин г. Таганрог

15 мая 2011 г.

11 мая на Дону стартовал очередной, пятый по счету Чеховский книжный фестиваль

Фестиваль проходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Министерства культуры Ростовской области. Главным организатором всех пяти фестивалей является Фонд «Пушкинская библиотека».

С каждым годом география фестиваля расширялась. Если в первый год он проходил только в Таганроге, то в этом году, стартовав при поддержке Донской государственной публичной библиотеки в Ростове-на-Дону, фестиваль вовлек в свою орбиту Новочеркасск, Аксай, Азов, Шахты. Но центром фестиваля по-прежнему останется Таганрог.

Нынешняя его программа отличается масштабностью и разнообразием. Впервые в нем примут участие гости из Великобритании и Дании, которые приглашены для участия в международной проектной мастерской «Литературные гении места».

В Центральной городской публичной библиотеке им. А. П. Чехова в Таганроге развернута выставка книжных новинок крупнейших российских издательств. В Донской государственной публичной библиотеке представлена книжная экспозиция «Современная российская и зарубежная литература».

Всего в программе фестиваля — более 40 мероприятий. В них примут участие писатели из Москвы и Санкт-Петербурга, а также представители издательского дома «Фома».

Вчера в драматическом театре им. А. П. Чехова прошла церемония награждения лауреатов Всероссийской книжной премии «Чеховский дар», учрежденной в год 150-летия А. П. Чехова администрацией Таганрога и Фондом «Пушкинская библиотека».

Книжная ярмарка в Таганроге работает все дни фестиваля у здания Центральной городской публичной библиотеки им. А. П. Чехова, Центральной детской библиотеки им. М. Горького и кафе «Русский чай». Первые 300 покупателей ярмарки смогли попробовать «Самую вкусную книгу» (специальный пирог, испеченный к фестивалю). Но главный подарок Чеховского книжного фестиваля городу — настоящие книги. За прошедшие пять лет в школах, детских садах и библиотеках Таганрога появилось более 15 тысяч новых книг.

Источник: http://werawolw.ru/?p=7279

Карты Яндекса - Россия, Ростовская область, Таганрог




Названы лауреаты книжной премии «Чеховский дар»


В Таганрогском драматическом театре имени А. П. Чехова в рамках Пятого Чеховского книжного фестиваля прошла торжественная церемония подведения итогов всероссийской книжной премии «Чеховский дар». И прошла она необычно: на сцене была представлена инсценировка, сделанная по рассказам писателей, чьи произведения составили шорт-лист премии в номинации «Необыкновенный рассказчик». Её авторы — режиссер Владимир Фокин и председатель жюри конкурса Борис Евсеев.

Как рассказал член жюри, писатель и телеведущий Николай Александров, подбор авторов-финалистов очень сильный. Произведения представлены чрезвычайно разнообразные. А Борис Евсеев, председатель жюри назвал этих авторов «неустанным наблюдателями жизни».

Всего, по словам председателя жюри, на конкурс были представлены произведения 67 авторов. Шестеро вышли в финал. Это Анатолий Гаврилов (рассказы из книги «Берлинская флейта»), Олег Зоберн (сборник рассказов «Шырь»), Афанасий Мамедов (рассказ «Курительная куртка цвета айвори»), Елена Мордовина (цикл рассказов «Языки Нимродовой башни»), Асар Эппель (книга рассказов «Латунная луна»).

Лучшим «Необыкновенным рассказчиком» назван автор из Владимира Анатолий Гаврилов.

Лауреатом премии в номинации «Подвижник книги» стала городская библиотека из Липецка со своим чеховским проектом.

Первым в номинации «Благотворитель» выбрали предпринимателя из Вятки Валерия Крепостнова. Он помог библиотеке восстановить мемориальный кабинет Герцена. Лучшему благотворителю вручен памятный знак-медаль с названием конкурса, библиотека и победивший «Необыкновенный рассказчик» получат премии в денежном выражении.
Источник: http://werawolw.ru/?p=7295