Введение
Вспоминая первые шаги в православии, ловлю себя на мысли, что это было в какой-то
другой моей жизни, по крайней мере, в очень и очень далекой. На самом деле прошло лишь
20 лет. Но посмотрите, как преобразилась за это время Русская Православная Церковь!
Перемены разительные, просто фантастические: сотни восстановленных или отстроенных
с нуля монастырей, десятки тысячи открывшихся храмов, миллионы обратившихся к вере
соотечественников /1/! Ну разве реально было даже помыслить об этом в начале 90-х годов?
Помню, когда начал интересоваться православной литературой и подходить к церковным
лавкам Данилового монастыря, Казанской церкви в Коломенском, других храмов Москвы,
кроме Библии, Нового Завета, Молитвослова ничего тогда не видел. Лишь один раз попался
Церковный вестник или другой издававшийся МП РПЦ журнал. И больше ничего не было,
несмотря на большой интерес к вере и нашей истории. В конце 90-х стали издавать все
больше книг, сборников, журналов и газет – мы читали их взахлеб, делились друг с другом
впечатлениями. Но представить себе нынешние печатные и интернет-издания не могли.
Монастыри и храмы, слава Богу, стоят, литературы и всего, что касается веры и знаний, у
нас хватает в избытке, однако нет самого главного, давно ожидаемого – воцерковления всей
нации /2/. Оказалось, что нет прямой связи между количеством открываемых храмов и ВУЗов
православного профиля, доступной всем литературы, интернет-ресурсов, видеофильмов, и
желанием стать православными христианами, хотя крещены у нас более 70% сограждан.
Такое «открытие» сильно удивило не только прихожан храмов, но и многих священников,
некоторых иерархов. Об этом открыто заговорил Патриарх, начиная с первых своих поездок
по стране. Запомнилось выступление Святейшего перед клириками тульской епархии /3/: там
впервые была поставлена задача по работе в массах. Как образно писали тогда СМИ, «дан
приказ священникам идти в народ». И многие пошли – в школы, лицеи, колледжи, ВУЗы,
различные организации и учреждения, и даже в управленческие и властные структуры на
местах, в регионах и Москве. Но, несмотря на активную миссионерскую, информационную,
социальную и общественную деятельность Церкви, заметного увеличения прихожан так и
не произошло. Не произойдет его и в перспективе, потому что власть настойчиво заявляет
о своей приверженности светскому характеру государства и отделению от него Церкви.
Таким образом, несмотря на свободу Церкви, ее активную деятельности в рамках Устава и
сегодняшний уровень влияние на граждан, общество и государство, она не может привести
к кардинальным переменам в России. Подавляющее число граждан, не менее 70%, никак не
интересуется внутрецерковной жизнью и не руководствуется в своей жизнедеятельности
христианскими заповедями, традициями и ценностями. Поэтому, вполне естественны все
моральные, нравственные и духовные болячки нашего общества, начиная от алкоголизма и
наркомании, преступности и проституции, и заканчивая тотальной коррупцией и сдачей
национальных интересов, природных и других богатств, финансовых ресурсов нашим и
иностранным олигархам, транснациональным корпорациям и богатейшим странам мира /4/.
Понятно, что у многих клириков и мирян, находящихся под очень сильным впечатлением
от растущего день ото дня негатива и упорного нежелания действующей власти переводить
Россию в православное состояние, заметно поубавилось и рвения, и оптимизма. Тем более
что практически никто не представляет, как усилить влияние Церкви на наше общество.
Так получилось, что над данной проблемой мне пришлось задуматься лет 5 назад, когда
стало понятно, что действующая власть не является сторонницей кардинальных перемен,
сопоставимых по своим масштабам с Крещением Руси в 988 году. Тогда Великий Князь,
являющийся тезкой нашему Президенту, понял, что развитие Руси без истинной религии
просто невозможно в каких-то человеческих рамках. Дикость и жестокость были такие, что
дальше ехать было некуда, разве что вновь обрасти шерстью и превратиться в животных.
Не понятно, на что надеются нынешние правители, но если они думают, что Россия упала
на самое дно, то глубоко ошибаются – трагически события на Украине показывают это.
В такой ситуации возникает закономерный для мирян и клириков (всей Церкви) вопрос: как
православным христианам, понимающим пагубность продолжающейся линии государства
на языческое развитие и будущее, попытаться, наперекор обстоятельствам, повести людей
за собой в христианскую альтернативу? Что для этого нужно предпринять, как можно все
это организовать без противостояния с властью, строго в рамках законов и Конституции?
О православной инфраструктуре
Выход, оказывается, есть, и был изложен сторонниками православного пути развития лет 5
назад в статьях /5-7/, посвященных созданию в России христианской инфраструктуры. В них
мы утверждали, что создание такой инфраструктуры – это залог динамичного и мирного
развития нашей страны; та ниша, которая позволит увлечь в христианскую перспективу,
если не всю нацию, то подавляющее большинство крещенных в детстве и зрелом возрасте
людей. И иного пути воцерковления нации, на наш взгляд, сейчас просто не существует.
Что понимается под православной инфраструктурой? Какая-то отдельная территория или
гетто, к которому сводят идею недалекие люди? Нет, под православной инфраструктурой
понимаются даже не православные поселения в различных уголках необъятной Родины, в
которых, кстати, нет никакого порока, если их окормляет Русская Православная Церковь.
А целый комплекс всевозможных структур, созданных и управляемых мирянами в общих
или коллективных интересах: детские ясли и сады, гимназии и кадетские корпуса, лицеи и
колледжи, ВУЗы и НИИ; детские, родительские и молодежные организации, творческие и
трудовые коллективы, благотворительные и социальные фонды, юридические и правовые
службы. Информационно-аналитические, издательские и полиграфические центры, теле- и
радиокомпании, СМИ (печатные и в интернете); производственные, сельскохозяйственные,
перерабатывающие и торговые компании; внедренческие, инновационные предприятия /8/.
Финансовые, кредитные (товарищества и союзы), банковские структуры; общественно-
политические объединения и союзы, движения и партии. Можно еще долго перечислять
направления в предпринимательстве, бизнесе (хотя это слово не любят), которые верующие
способны создавать и развивать не хуже других, но суть, думаю, понятна и так: создается
реальная альтернатива всему имеющемуся сейчас и никак не связанному с христианством.
Но только там, где это не противоречит заповедям, принципам и традициям христианства.
Когда это будет создаваться не одиночками и не в отдельных селах и городах (что имеется,
и, кстати, очень неплохо себя зарекомендовало), а в масштабах всей страны – это будут уже
не показательные примеры, а серьезная система, которую мы и назвали инфраструктурой.
Что даст такая инфраструктура
Теперь о том, что даст реализация идеи. Во-первых, – массовые рабочие места для тех, кто
хочет работать в православных творческих, трудовых и предпринимательских коллективах,
а не где попало. Для многих верующих переход к своим братьям и сестрам станет большим
событием, потому что иногда очень трудно устоять в одиночку от соблазнов в заведомо
греховной среде. И у верующей молодежи появится возможность вообще не попадать в
языческие коллективы, а поступать на работу в разнообразные православные структуры
после окончания православных школ, гимназий и лицеев, кадетских корпусов, колледжей
и ВУЗов. Во-вторых, это даст христианскую альтернативу для огромного числа крещенных,
но не воцерковленных людей – они смогут влиться в ряды крепко верующих и живущих по
христианским заповедям людей, изменить свою жизнь и деятельность раз и навсегда. Как
известно из опыта, очень нелегко стать христианином в среде неверующих, беспринципных
и развращенных людей, далеких от веры, часто даже нападающих на Православие, Церковь,
все истинное и Святое. Трудно начать ходить в храм, если нет верующих родственников и
друзей по жизни или работе. Другое дело – верующая семья или друзья: они плохому не
научат, и в храм обязательно приведут, и вере научат, а не только выбранной профессии.
Школа православного молодежного актива
В-третьих, через 10-20 лет активного создания православных структур по городам и весям
России, мы будем иметь совсем другую страну, потому что уже не будет того тотального
языческого преобладания во всех сферах и областях, которое есть. Всякий гражданин, на
своем личном опыте, собственными глазами, увидит существенную разницу «двух систем».
Той, что упорно насаждается властью, не желающей «поступиться принципами» и своей
«светскостью, отделенностью от Церкви» /9/, и другой, которая будет создаваться мирянами,
молящимися Богу и получающими Его помощь, и окормляться священниками Русской
Православной Церкви. Любому благоразумному верующему наперед ясен результат сего
«соревнования», но не имея возможности убедить слабо верующую власть в превосходстве
нашей «модели будущего», придется это превосходство доказывать на деле, практической
деятельностью. Хотя не исключено со временем, что явные преимущества православного
способа хозяйствования вынудят власть отказаться от навязанной в 1917 году языческой
модели жизнедеятельности в угоду врагу человеческого рода (не к ночи будет помянут).
Вот так, братья и сестры, поставив себе задачу возвращения православной основы нашего
существования на земле, не смотря на безразличие власти к нашей альтернативе, мы сами,
своими руками и головами, в достаточно сжатые сроки можем/должны преобразить свою
Родину до неузнаваемости в самом лучшем смысле этого слова. Распространение нашего
вероисповедания на творческую и трудовую, интеллектуальную и предпринимательскую,
хозяйственную и финансовую деятельность, наряду с семейной жизнью, даст нам то, чего
не смогут дать агитационная, просветительская и миссионерская работа вместе взятые.
Для оппонентов и критиков
Вот, коротко, идея, принципы и механизмы ее реализации. Как видим, никакого «гетто» и
никакой «резервации» нет – все реализуется в условиях реальной жизни по действующим
законам и в равных стартовых условиях с неверующими людьми. Как нет и «втягивания»
клириков и Московской Патриархии в бизнес и политику, прочих выдумок противников
идеи православной инфраструктуры, создаваемой исключительно интеллектом, силами и
трудом мирян Русской Православной Церкви. Единственное, что требуется от клириков –
окормление православных структур, молитва за здравие трудящихся в них, успех дела. Нет
здесь, при грамотной постановке дела, никакого протестантского духа: вера наша никак не
пострадает в догматическом и практическом аспекте. Наоборот, будет только укрепление
веры. Потому что, помимо церковных богослужений, приходских послушаний, домашней
молитвы, семейного православного уклада, мы получаем еще и православную творческую
и профессиональную самореализацию, качественно отличающуюся от нашего творчества и
труда в не верующих, не православных, языческих, а иногда богоборческих коллективах.
К чему должен стремиться христианин? К воцерковлению, спасению, приобщению к вере
своей «второй половины», детей (семьи); жизни, поступкам и делам по заповедям. Так учат
во всех церквах /10/. Почему при этом никто не говорит о важности христианской организации
домашнего хозяйства, труда и творчества; бизнеса, предпринимательства, промышленного
и сельскохозяйственного производства? Разве на это мы тратим не большую часть времени нашего существования на земле? Или, может быть, не здесь раскрываются человеческие и
творческие, общественные и интеллектуальные, деловые качества и способности, причем,
наиболее ярко и полно? Не пора ли, не дожидаясь милости от власти, «оправославить» эту
наиважнейшую часть нашей жизнедеятельности? В нашем праве создавать и наниматься на
работу в языческую или православную организацию, предприятие, бизнес. Так давайте не
будем плодить исключительно языческие структуры, давайте создавать православные!
И последнее. Очень часто в разговорах о Церкви, ее будущем умышленно, или по глупости,
под ней понимаются не люди, верующие в Господа нашего Иисуса Христа, а сооружения,
здания и та религиозная организация, которая зарегистрирована Министерством Юстиции
Российской федерации по действующему законодательству. Нет сомнения, что сооружения
и здания административного или служебного характера, храмы, церкви и монастыри, как и
грамотная структурная организация земной Церкви – полезны и нужны. С этим ни один
здравомыслящий человек спорить не станет. Но, если мы говорим о Церкви Христовой,
возглавляемой Господом нашим, Иисусом Христом, и состоящей из земной, воинствующей
части, в которой «числятся» все клирики и все миряне, и Небесной, торжествующей части,
в которой праведники, мученики, святые /11/, то она «не вписывается» в рамки Московской
Патриархии (при всем уважении и наилучшему отношению к ней). И, в этом смысле, когда
мы заявляем о том, что Церковь должна распространить влияние на творческую, трудовую
и деловую сферы, то говорим о верующих людях, а не о «юридическом лице» (Московской
Патриархии). Причем, подразумеваем здесь исключительно мирян, а не клириков РПЦ.
Согласно «Основам социальной доктрины Церкви» /12/ мирянам не только разрешается, но и
рекомендуется активная жизненная позиция и деятельность в миру, к которой относится
как предпринимательская, хозяйственная, экономическая, финансовая, так и общественные
и политические инициативы. Клирикам, конечно, все это не разрешается рассматриваемой
доктриной, но мы их и не предполагаем «втягивать» в реализацию предлагаемого проекта,
о чем приходится акцентировать внимание уже ни первый год. Благословения, поддержки
и молитвы клириков за успех как конкретных начинаний мирян на местах, так и нашего
общего дела в целом (создания православной инфраструктуры) будет вполне достаточно.
Заключение
Можно и далее призывать нацию в храмы Божии, уповать на миссионерство, катехизацию
и социальную деятельность приходов, продолжать требовать от клириков походов в народ
и прочих подвигов. Только есть ли на это время, осталось ли? Мы видим, что творится на
Земном шаре, как против нас ополчается практически весь так называемый «христианский
мир» (США, Западная и Восточная Европа) /13/. Мы знаем пророчества святых о судьбах мира
и России. Выбор у нас небольшой: или продолжать безвольно следовать по сегодняшнему
пути развития России за подавляющей массой невоцерковленного населения, или, все же,
не смотря ни на что, попытаться изменить ситуацию – создать христианскую альтернативу
всему, с чем мы сталкиваемся, практически ежедневно, везде и всюду – на каждом шагу.
Мы агитировали и агитируем за перемены. На наш взгляд, это намного продуктивней, чем
годами и пятилетками ругать телевидение и прессу, культуру и образование, торговлю и
бизнес, социальную и пенсионную сферу, общественные инициативы и политику, власть и
практически колониальную государственность. Создание православной инфраструктуры –
это путь реальных перемен: эволюционных, не конфронтационных ни с властью, ни с кем
бы то ни было; созидательных и альтернативных по христианской сути тому, что имеем.
_________________________________________________________
1. Статистические данные по РПЦ -
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русская_православная_церковь#.D0.A1.D1.82.D0.B0.D1.82.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B8.D0.BA.D0.B0
2. Жизнь в Церкви. Всего 10% - http://www.nsad.ru/articles/vsego-desyat-procentov
3. Выступление святейшего Патриарха Кирилла в Туле - http://ekklezia.ru/interesyi/idei-ipredlozheniya/60-vyistuplenie-svyateyshego-patriarha-kirilla-v-tule.html
4. Какие места занимает Россия в мировых рейтингах -
http://www.razved.ca/index.php?id=index&tide_show_news&category=-kultura&news_current=-russiaratings&page_number=1#.U-AO6R8sfvs
5. Политическое и деловое объединение православных христиан - http://www.proza.ru/2009/10/12/1552
6. О создании христианской партии - http://www.proza.ru/2009/10/12/1427
7. Дополнительные доводы в пользу создания христианской партии - http://www.proza.ru/2010/08/31/1186
8. Объявления и обсуждения группы «Православная инфраструктура» -
http://ekklezia.ru/gruppyi/interesyi/pravoslavnaya-infrastruktura.html
9. В. Путин предложил не забывать о светском характере государства - http://www.sovacenter.ru/religion/discussions/authorities/2011/12/d23254/
10. Кто такой православный христианин. Крестовоздвиженский храм в Самаре -
http://krestovozdvig.prihod.ru/vocerkovlenie/view/id/1131218
11. Иерей Олег Давыденков. Катихизис. Часть 2. Толкование на "Символ веры". Глава Х. О девятом члене молитвы "Символ веры" - http://www.klikovo.ru/db/book/msg/8754
12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви - http://blagievesti.ucoz.ru/index/sockoncepcija_rpc/0-25
13. НАТО создает силы быстрого реагирования против России - http://ekklezia.ru/blogi/4163-natosozdaet-silyi-byistrogo-reagirovaniya-protiv-rossii.html
+ + +
Кратко об авторе: Родился в 1962 году в Таганроге Ростовской области; закончил: школу,
техникум, МГТУ им. Баумана и аспирантуру при нем, ФПК РЭА им. Плеханова. Работал в:
МГТУ им. Баумана (инженер-исследователь, м.н.с.), ЦЭНДИСИ АН СССР (РФ) (директор
отделения «Унион» в ИНТЦ «ИНТЕКС»); АОЗТ «Альянс» (гендиректор), АОЗТ «Дело»
(замдиректора), ЦКЮ «Северо-Восток» КЮРОС при МИД России (гендиректор); ГСО
«Спартак-Таганрог» МСО «Спартак» (президент), газете «Благие вести» (редактор).
Работаю в настоящее время в: социальных сетях «Православный разговор» и Экклезия.Ру
(администратор), Таганрогском благочинии Ростовской на Дону Епархии РПЦ (алтарник).
С 1962 года по 1981 год жил, учился и работал в Таганроге, с 1981 года по 1997 год жил,
учился и работал в Москве. С 1997 года по настоящее время живу и работаю в Таганроге.
Автор 40 работ (20 статей и 20 авторских свидетельств в области науки и техники), более
300 статей православно-патриотического и публицистического характера. В политических
партиях не состою. Являюсь верующим, мирянином Русской Православной Церкви (МП).
Комментариев нет:
Отправить комментарий