Основные направления развития города Таганрога


Основные направления социально-экономического
развития города Таганрога

Прогноз численности населения и оценка демографической ситуации на период до 2025 года во многом определили предложенные в генплане направления социально-экономического и территориального развития города. И дело не только в том, что основным назначением генплана является создание в городе благоприятных условий жизни каждому человеку, но и потому, что дальнейшее нормальное функционирование всех сфер городского хозяйства, а тем более их поступательное развитие, возможно лишь в результате сохранения численности населения города на уровне 250 тыс. человек. Для решения этой задачи потребуется осуществить ряд мер, реализация которых предполагает необходимость расширения существующей городской черты.  
Сейчас демографическая ситуация в Таганроге мало чем отличается от большинства российских городов, теряющих население. Достигнув в 1988 году максимального значения за весь период существования города - 295,9 тыс. человек, число жителей в 2007 году уменьшилось до 264,4 тыс. человек, или на 31,5 тыс. человек. Причиной тому стало не только ухудшение коэффициентов рождаемости и смертности, в результате чего естественная убыль населения составляла примерно 2 тысячи человек в год, но и отрицательное сальдо миграции, величина которого в последние годы была равна естественной убыли населения.
В 2025 году число жителей города прогнозируется на уровне 250 тыс. человек, но при условии, что величина сальдо миграции станет положительной. При создании благоприятных условий в городе (жилье, экология, занятость) можно вполне рассчитывать на механический прирост населения, прежде всего за счет жителей районов – Неклиновского, Азовского, Матвеево-Курганского, Мясниковского, численность населения которых составляет более 200 тыс. чел. По мере роста производительности труда в сельском хозяйстве, высвобождающиеся рабочие будут переезжать в города, где в первую очередь имеются рабочие места и жилье.
Что касается рабочих мест, то в городе проблемы с ними не будет. Можно без преувеличения сказать, что Таганрог является сегодня одним из немногих городов России, имеющих такой высокий уровень развития экономики с диверсифицированной структурой производств и крупным научно-образовательным комплексом. Здесь работают предприятия таких прогрессивных  отраслей как авиастроение (ОАО "ТАНКТ им. Бериева", ОАО «Тавиа), автомобилестроение (ООО "Таганрогский автомобильный завод"), судостроение (ОАО "Таганрогский завод "Прибой», а также ОАО "Красный гидропресс") и машиностроение (ОАО "Красный котельщик"). Металлургия представлена самым крупным по объему промышленного производства и числу работников предприятием в городе – Таганрогским металлургическим комбинатом. Особое место занимает порт Таганрог, осуществляющий международные грузоперевозки. Совокупный объем промышленного производства по полному кругу предприятий составляет более 20 млрд. рублей, или примерно 15% промышленного производства в Ростовской области (2 место).
Кроме того, предлагается начать использование естественного и неиссякаемого ресурса – побережья Таганрогского залива, т.е. развивать курортно-рекреационную деятельность и сделать ее важной составляющей хозяйственного комплекса города. Протяженность береговой линии в Таганроге, которая может быть использована для пляжного отдыха, составляет около 15 км. С учетом посещения пляжей местными жителями число единовременно отдыхающих на побережье Таганрога может составить 30 тыс. человек, или примерно 300 тыс. человек за сезон. Это даст примерно 4 млрд. рублей, что положительно отразится на доходах населения города и городского бюджета.  Для сравнения отметим, что в 2006 году весь объем отгруженных товаров, работ и услуг по полному кругу промышленных предприятий города составил примерно 23,5 млрд. рублей, из которых примерно 17,5 млрд. приходилось на металлургическое производство. Кроме того, развитие курортно-рекреационной деятельности даст как минимум 10 тыс. новых рабочих мест. Появится дополнительный стимул для дальнейшего развития пищевой промышленности и  сферы услуг, а это также дополнительные рабочие места.  
Однако реально подойти к реализации этого проекта можно будет не ранее 2015 года, поскольку для этого необходимо привести в нормальное состояние прибрежную зону города. Потребуется не просто провести комплекс природоохранных мероприятий,  направленных на улучшение экологической ситуации, а вынести за пределы этой зоны ряд предприятий и некоторых других объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние окружающей среды в прибрежной зоне.
В связи с этим принципиальный вопрос – будущее Таганрогского морского порта, отрицательно влияющего не только на экологическую обстановку, но и на формирование прибрежной зоны города. Предлагается к 2015 году оставить в Таганрогском порту контейнерные грузоперевозки. В настоящее время Таганрогский морской порт, где работает примерно 1,5 тыс. человек, практически достиг предела своей мощности (4,5 млн. т) и существует целый ряд ограничений по его расширению:
- малая глубина подходного канала (4,5 м);
- существующая пропускная способность припортовой станции (железнодорожной) - 65 вагонов сдерживает увеличение грузооборота порта, развитие станции возможно за счет продления внутрипортовых фронтов выгрузки железнодорожных вагонов;
- территория порта (26,1 га) зажата городской застройкой, поэтому нет свободных площадей для переработки грузов.
Именно по этим причинам предложено строить грузовой района за пределами существующего порта и городской территории, - в устье реки Миус с подходным каналом 7,5 м. Строительство Миусского морского порта как второго грузового района Таганрогского морского порта предполагало вынос с территории последнего пылящих грузов, улучшения экологической обстановки в городе Таганроге. Мощность Миусского порта рассчитана примерно на 18 млн. т грузов. По всем характеристикам Миусский морской порт не просто имеет важные преимущества перед Таганрогским портом, но и дает реальную возможность наращивать объемы грузоперевозок, ощутимо усиливает хозяйственный комплекс самого города. В схеме районной планировки для обслуживания Миусского морского порта предусмотрено строительство поселка на площади 500 гектаров. Предлагается поставить вопрос о включении этой территории в состав муниципального образования г. Таганрог. Вообще, предлагается рассмотреть вопрос о включении в состав города прибрежной полосы от завода «ТАНКТ им. Бериева» до Миусского порта – длиной примерно 28 и шириной 1-1,5 км и использовать ее как пригородную зону города, а также в рекреационных целях.
Следует также отметить, кроме развития курортно-рекреационной деятельности в городе широкие перспективы развития наукоемких производств, благодаря наличию научных и профессиональных кадров. Наряду с этим, перспективным направлением может стать развитие пищевой промышленности и сельскохозяйственного машиностроения.
Все это свидетельствует о том, что проблем с занятостью в городе не будет. Наоборот, даже у действующих сейчас предприятий могут возникнуть проблемы с обеспеченностью трудовыми ресурсами, причем уже в 2010 году. Так, если число лиц  моложе и старше трудоспособного возраста увеличится к 2025 году в сравнении с 2006 годом соответственно на 2,8 и 8 тыс. человек, в трудоспособном возрасте уменьшится на  30,2 тыс. чел. (из них на 22 тыс. чел. до 2015 года). Поэтому 250 тыс. человек - это минимум численности населения, необходимый для нормального функционирования крупного хозяйственного комплекса города.
Сейчас в хозяйственном комплексе города занято примерно 110 тыс. человек. К 2025 году численность потенциально экономически активного населения уменьшится почти на 20 тыс. человек, т.е. почти на 20%, в результате обеспеченность трудовыми ресурсами 1 рабочего места уменьшится с 1,03 до 0,84 человек. Причем речь идет о дефиците в расчете на действующие сейчас предприятия. А поскольку нельзя исключать расширения действующих и размещения новых предприятий в городе, то величина дефицита может быть еще больше.
В целях смягчения дефицита трудовых ресурсов администрации города  предстоит реализовать комплекс мер, направленных на увеличение механического прироста населения и выхода на положительное сальдо внешней миграции. Как уже отмечалось, в решении этого вопроса важная роль отводится жилищному строительству, поскольку от его объемов зависит не только рост обеспеченности населения жильем, но и создание условий для  притока дополнительной рабочей силы.
  Общая площадь жилищного фонда города на начало 2007 года составила 5791,4 тыс. кв. м, в т.ч. 2087,3 тыс. кв. м индивидуального жилья. Потребность в жилищном фонде к 2025 году рассчитывалась исходя из социального ориентира номинальной обеспеченности жильем 30 кв. м в среднем на человека. Расчеты показали, что в 2007-2024 годы потребуется дополнительно ввести 1690 тыс. кв. м жилья, без учета выбытия жилищного фонда, среднегодовой ввод жилья должен составлять примерно 94 тыс. кв. м. Администрации потребуется построить не более 20 тыс. кв. м муниципального жилья в дополнение к тем объемам, которые намечается ввести по реализуемым городским программам.
Учитывая благоприятные природно-климатические условия, желание горожан иметь собственный земельный участок, строительство нового жилья предусматривается примерно в равной пропорции между домами многоэтажными и малоэтажными (индивидуальными). Для этого нужно примерно 800 га дополнительной территории – 150 га для многоэтажного и 600-700 га для малоэтажного (индивидуального) жилья.
С учетом инженерных коммуникаций, транспортных магистралей и прочего только для нового жилищного строительства потребуется не менее 1 тыс. га новой территории. Следует также отметить, что в пиковый летний период численность населения города может увеличиваться до 280 тыс. человек, а это также увеличивает нагрузку на территорию города. Кроме того, город нельзя закрыть для размещения новых предприятий и расширения действующих. О необходимости расширения территории города свидетельствует и тот факт, что на начало 2006 года плотность населения была самой высокой  в области  - 3022,3 жителей на кв. км
Плотность жилой застройки в Таганроге является самой высокой среди городов Ростовской области. Поэтому перед Администрацией Ростовской области предусматривается поставить вопрос о расширении территориальных границ города с 8 до 10 тыс. гектаров, учитывая также необходимость перебазирования ряда промышленных предприятий из прибрежной зоны и использования освободившейся территории для развития курортно-рекреационной деятельности.
Что касается развития социально-культурной сферы, здесь основное внимание уделяется вопросам развития образования и здравоохранения. В сфере образования одной из главных задач в рассматриваемой перспективе является наращивание в максимально короткие сроки количества мест в детских дошкольных учреждениях, что связано с существенным ростом числа детей дошкольного возраста (2-5 лет) в ближайшие десять лет.
 В 2006 году в городе функционировали 50 дошкольных учреждений, нормативное количество мест в которых составило 5921 единицу, число же фактических воспитанников превысило нормативное более чем на тысячу - 6997 детей. Максимум потребности в местах в дошкольных учреждениях придется на 2017 год, поэтому к решению проблемы обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях необходимо приступить уже сейчас. К 2010 году потребуется создать как минимум 2000 дополнительных мест. Если исходить из средней емкости дошкольного учреждения 200 детей в смену, то к 2010 году потребуется организовать работу дополнительно 14-ти, а до 2017 года - как минимум 20 дошкольных учреждений.  Это может быть достигнуто как за счет строительства новых, так и восстановления работы закрытых ранее дошкольных учреждений – только с 1998 года их количество уменьшилось с 63 до 52 единиц.
В общем образовании, в отличие от дошкольного, складывается иная ситуация. Численность детей школьного возраста (6-17 лет) к 2011 году резко уменьшится – с 31 до 24,5 тыс. чел, т.е. будет даже меньше числа учащихся в 2005/2006 учебном году. Однако, несмотря на сокращение численности учащихся, потребуются значительные расходы бюджета на финансирование строительства новых школ, прежде всего в районах нового жилищного строительства, на капитальный ремонт школ, которые должны продолжить работу и в рассматриваемой перспективе.
Если исходить из современного состояния общеобразовательных школа, то в период до 2025 года потребуется построить не менее 10 новых школ. В их число входят три школы, строительство которых намечено в жилом районе «Северный». При этом необходимо разработать четкую программу действий, позволяющую сохранить существующие школы, поскольку после 2015 года потребность в ученических местах начнет увеличиваться. Если и закрывать какие-то школы, то функционирующие в аварийных помещениях. Однако принципиальное решение вопроса заключается, безусловно, в формировании сети школ с учетом радиуса обслуживания проживающих в разных районах города детей, что требует отдельных проработок.
Одна из отличительных особенностей – высокий уровень развития системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов, в т.ч. для ведущих предприятий города. На наш взгляд, в перспективе система профобразования не должна претерпеть каких-либо существенных изменений.
Что касается здравоохранения, то по количественным показателям (врачи, средний медперсонал, количество амбулаторно-поликлинических учреждений) город занимает одно из ведущих мест в Ростовской области. Поэтому дальнейшее развитие здравоохранения связано в первую очередь с качественными изменениями, направленными на модернизацию и на улучшение технической оснащенности амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, повышение квалификации врачей, профилактику наиболее распространенных в городе заболеваний. Причем достаточно высокий уровень развития здравоохранения является дополнительным плюсом к развитию рекреационной деятельности. Предлагается также предусмотреть строительство 2-х поликлиник для детей и взрослых, на 300 и 600 посещений в смену, соответственно, в жилом районе «Северный».
В заключение следует отметить, что развитие рекреационной деятельности в городе несколько увеличит потребность в объектах и услугах социально-культурной сферы. В первую очередь это касается развлекательных центров, строительство которых будет осуществляться преимущественно в прибрежной зоне.

Архитектурно–планировочная организация территории города в условиях сохранения исторического ядра и задача формирования городского пространства на перспективных направлениях развития

Как показал подробный анализ сложившейся к настоящему времени  планировочной организации городской территории, ее функционального зонирования – начиная со второй половины XIX века регулярная четкая планировка в исторической части города начала обрастать стихийно размещаемыми промышленными и коммунальными предприятиями со своими рабочими поселками.
Сложившуюся хаотичную градостроительную ситуацию дополнили и усугубили размещенные на прилегающей к городу территории два авиапредприятия со своими аэродромами. Поэтому сегодня городской план Таганрога представляет сложный конгломерат селитебных, промышленных, коммунально-складских, транспортных и специализированных территорий, занимающий около 8,0 тыс.га.
Разнообразные промышленные и коммунальные территории, плотная сеть действующих железнодорожных подъездных путей к предприятиям, проходящая по городским улицам, отсутствие необходимых санитарных разрывов между предприятиями и жилыми кварталами, а также крайне неблагоприятная экологическая ситуация привели к чрезвычайно сложной проблеме градостроительного развития. В современном городе отмечается полное отсутствие каких-либо резервных территорий, как промышленно-коммунальных, так и селитебных. Более того, практически большая часть прибрежных территорий Таганрогского залива также занята целым рядом предприятий с отвалами, сопутствующими сооружениями и подъездами. Застройка жилых кварталов также в высшей степени непрезентабельная, большей частью ветхая, неблагоустроенная.
Береговая зона города сильно подвержена эрозийным процессам, берегоукрепительные работы в центре и у порта не проводились. На всем протяжении прибрежной зоны моря обширное мелководье.
В генеральном плане 1979 года предлагалось берегоукрепление залива и частично намыв территории для ее благоустройства под пляжи и зоны отдыха, однако расположенные на берегу промышленные предприятия сохранялись, предусматривалась лишь модернизация судоремонтного завода и грузового порта.
Практически приморский город, известный своими пляжами, парками, дубовыми рощами на берегу, в XIX веке превратившийся в крупный промышленный центр, так и не получил ясной программы для своего возрождения в качестве важного туристического центра и  рекреационной зоны не только Ростовской области, но и России. Учитывая же характер и “возраст” расположенных здесь предприятий и привлекательный берег моря это направление следует развивать.
В таких условиях поиск направлений возможного территориального и градостроительного развития г. Таганрога сводился, прежде всего, к анализу и изучению прилегающих территорий наряду с рассмотрением имеющихся ресурсов непосредственно в городской черте.
Такие ресурсы в городе крайне важны, ибо преобразование городской среды в качественно иную от сложившейся полупроизводственной требует нового подхода к прибрежной части города и рассмотрения возможности выноса ряда предприятий – кожевенного и кирпичного заводов, завода “Кристалл ”, а в дальней перспективе «Тагмета» и грузового порта.
Весьма важным в этом плане представляется необходимость выноса аэродрома МО. Такой план в городе имеется.
Из внешних территорий, прилегающих к городу, были рассмотрены два направления:
- Восточное (п. Михайловка с намывом территории залива);
- Западное  (территория аэродрома МО).

Восточное направление

Это направление предусматривает в качестве приоритетной зоны развития территории, непосредственно прилегающей к Таганрогскому заливу. В прибрежной зоне находится целый ряд крупных промышленных предприятий: металлургический комбинат с отвалами, выходящими на берег у бухты Андреевской, южнее – кожевенный завод; завод “Кристалл”.
Основная градостроительная гипотеза развития города в данном направлении – создание активной приморской рекреационной зоны с размещением здесь учреждений отдыха (пансионатов, курортных гостиниц, сезонных домов отдыха, детских баз отдыха и др.).
Береговая часть города, в связи с этим, по возможности освобождается от ряда предприятий, благоустраивается, укрепляется берег, создаются пляжи с соответствующим обустройством.
Для этих целей необходимо существенно увеличить прибрежную зону города за счет намыва территории. В северо–восточной части предполагается намыв порядка 250-270 га, где и предложено разместить основную часть курортно–рекреационных и обслуживающих учреждений.
Намыв территории предусматривается также по периметру центральной       (исторической) части, в том числе и южный берег. Здесь предусматривается создание комфортных пляжей, развитой системы благоустройства и озеленения (сады, парки, бульвары) с необходимым уровнем курортного обслуживания в виде гостиничных комплексов.
Территория, расположенная южнее металлургического завода, включая территорию кожевенного завода, должна быть отдана под современную выразительную жилую застройку с частичной реконструкцией прилегающей к ней существующей жилой застройки. В результате мы можем получить современный высококомфортный жилой комплекс элитного разряда.
В развитии этого комплекса, с выносом (либо переносом) завода “Кристалл”, на его территории можно разместить уникальный гостинично–курортный комплекс, непосредственно примыкающий к Центральному  парку и с прямым выходом к морю. Этот  представительный комплекс, расположенный в центральной зоне, можно связать с исторической легендой и именем А. С. Пушкина, присвоив ему название “Лукоморье”.
По существующей легенде, именно здесь, в прибрежной дубовой роще, родилась знаменитая пушкинская строка “У Лукоморья дуб зеленый…” Так может родиться еще один исторически связанный с городом символ.
Все предлагаемые преобразования в Центральной части возможны с выносом в перспективе грузовой части порта, сохраняя его в качестве крупного пассажирского порта, как основных ворот города, в будущем важного курортно – рекреационного центра побережья.
В части грузового комплекса порта следует сохранить контейнерные перевозки, необходимые для нужд город и внешних потребностей.
В дальнейшем развитии города возможен также выход на Миусский лиман. Здесь предусматривается резервная площадка под жилищное строительство с выносом аэродрома МО (многоэтажная, коттеджная застройка), а вдоль берега лимана с его благоустройством возможно размещение отдельных учреждений отдыха. Но и в этом варианте процесс дальнейшего развития связан с ликвидацией старой малоэтажной застройки, обустройством береговой зоны и устройством пляжей.

Северо–западное направление

Это направление предусматривает выход города на северо-запад, на территории, расположенные в районе п. Николаевка, непосредственно прилегающие к Миусскому лиману.
Сложность этого выхода связана с выносом рыбопитомника и с довольно значительным намывом пойменной территории, где может быть воссоздана лесопарковая зона, которая помимо своего функционального общественного назначения вместе с благоустройством и озеленением поймы реки и береговой зоны лимана, формирует его водоохранный пояс.
Непосредственно в прибрежной части этого района, несколько севернее жилой зоны, проектом предусматриваются курортно-рекреационные учреждения ­­- пансионаты, курорты, базы отдыха, в т.ч. детские и т.д.
Благоустройство прибрежной зоны лимана также предусматривает устройство пляжей, создание центрального парка с объектами обслуживания, скверов, садов, бульваров в селитебной зоне, обеспечивающих удобную и короткую связь горожан и приезжающих на отдых с зонами отдыха.
Жилая зона разрешена на практически свободных от застройки территориях, за исключением п. Николаевка, входящего в структуру северо-западного района. Архитектура и благоустройство жилой застройки этого района решается в современных формах, с применением жилых зданий разной этажности, выразительных по архитектуре, комфортной планировке и цельному планировочному комплексу.
В целом, предусматривается преобразование центральной части города и придание ему высоких качеств приморского города с полной расчисткой и преобразованием береговой зоны, намывом территории, благоустройством.
В итоговой редакции генерального плана г. Таганрог должен приобрести качества привлекательного туристического объекта, а также крупного курортно–рекреационного центра юга России.
Площадка аэродрома Министерства Обороны в перспективе городского развития остается важным резервом для дальнейшего  строительства города.

Проектное решение. Основной вариант

В результате подробного анализа городской и прилегающих к городу территорий, и с учетом уникальных природных факторов – Таганрогского залива и Миусского лимана, окончательная архитектурно – планировочная структура городского плана предложена с использованием  всех изученных направлений (восточного, северо–западного и западного).
В итоге, общая планировочная организация городской территории, на расчетный срок (2025 г.) и последующую перспективу предусматривает организацию 5 комплексных жилых районов: Центрального, Северного, Западного,  как в основном  сложившихся, новых – Восточного и Северо–западного на прилегающих к городу территориях.
Центральный район (исторический)

Представляет собой историческое ядро города, связанное с историей государства Российского, а также периодами жизнедеятельности Петра 1, Александра 1 и Екатерины Великой.
Зародившись как крепость и порт на берегу залива, город стал активно развиваться  на Таганьем мысу по четкой регулярной планировочной схеме с лучевым построением от моря. Это четкая схема функционирует и  сегодня со всеми ее достоинствами и недостатками. Тем не менее, эта регулярная городская структура – этап русского градостроительства и наряду с целым рядом исторических и архитектурных памятников, зданий и сооружений – единый памятник отечественного градостроительства, который охватывает территорию регулярного города от портовой железнодорожной ветки до пер. Гоголевского, а на юге - до Приморского парка.
Сегодня специалистами завершается Проект охранных зон памятников истории, архитектуры и культуры с определением каждой режимной зоны. Зона до улицы Чехова выделяется как зона строгого режима охраны, реставрации и модернизации зданий и сооружений, а территория от ул. Чехова, пер. Гоголевского до берега залива на юге - как зона регулирования застройки с сохранением планировочной сетки и масштаба застройки.
Остальная часть регулярного плана города (к северо–западу от пер. Гоголевского) рассматривается как зона выборочной реконструкции уже существующей застройки с сохранением основных структурных улиц без строгого отношения к масштабу застройки.
Помимо этой исторической части города, проектом в Центральном районе предусматривается намыв, благоустройство и укрепление береговой зоны от размыва южной части мыса с созданием здесь новых обустроенных пляжей, с размещением отдельных комплексов пансионатов отдыха и курортных гостиниц, включая дополнительное развитие за счет намыва прибрежного парка. Здесь также могут быть размещены учреждения научного и развлекательного характера, такие как технопарк, музейный комплекс техники и другие учреждения такого профиля.
К северу от порта и от современной благоустроенной набережной  предлагается намыв береговой зоны с созданием новых пляжей и обслуживающих учреждений отдыха, охватывающих территорию завода “Кристалл”, который планируется  вынести в более благоприятное для него место (новый Западный промрайон). На его территории можно в перспективе размесить высоко комфортный знаковый отель (центр отдыха).
Территория, занятая сегодня Кожевенным заводом, с прилегающей непрезентабельной жилой застройкой вдоль берега, отведена под строительство крупного жилого комплекса современной комфортности и архитектуры, как важного элемента в архитектурной панораме центра города с формированием морского фасада города.
Набережная от порта до бухты Андреева рассматривается как основной элемент этой панорамы, благоустраивается и широкими бульварами, и фешенебельными пляжами, и выходящими на бульвар учреждениями отдыха и культурного сервиса. В итоге в этой части города может появиться новый градостроительный символ Таганрога.
Прибрежная часть вдоль завода «Тагмет», севернее бухты Андреева, должна быть очищена от промышленных отходов, упорядочена, озеленена и благоустроена с созданием прогулочной зоны вдоль моря и выходом в новый рекреационный комплекс на востоке города, в районе  Михайловка.
Территорию, которая прилегает непосредственно к ряду предприятий центрального промрайона, предполагается освободить от частной застройки, перенеся ее в более экологически здоровые зоны, а саму освободившуюся территорию максимально озеленить, благоустроить как санитарно-защитную зону от предприятий с регулированным сбросом очищенных стоков в залив с использованием русел малых рек, ручьев, которые имеют свои водоохранные зоны. На плане основного чертежа такие зоны намечены и выделены.
В результате перечисленных мероприятий в центральной части города по благоустройству и градостроительному освоению прибрежной зоны, может быть получен новый образ Таганрога, как крупного рекреационного, туристического центра не только Ростовской области, но и России.
Город у моря должен отвечать высоким требованиям к сохранению его уникальных природных ресурсов.
В проекте генерального плана, в том числе и в Центральном районе характер застройки по основным улицам и магистралям намечен для реконструкции и модернизации.
Весьма важным элементом планировочной организации в Центральном районе является сохранение исторически сложившейся улично–дорожной сети. Но мелкоквартальная застройка и небольшая ширина улиц не выдерживает современной транспортной нагрузки. Необходима четкая организация транспортной сети за счет регулирования и введения режима одностороннего движения. Такие предложения даются по организации движения транспорта в центральной части города.

Северный район

Расположен район в северной части города между железной дорогой и федеральной автодорогой. Сегодня район  в его существующей застройке с традиционной мелкоквартальной сеткой улиц, часть из которых составляет основной каркас районных магистралей, практически сложился.
Территория для его дальнейшего развития довольно ограничена – на севере трассой газопровода высокого давления, на - востоке застройкой п. Михайловка, расположенного за балкой Воловой.
Администрацией города выполнен проект планировки территории Северного жилого массива в существующих городских границах. Проектом намечается строительство многоэтажной капитальной жилой застройки в составе 5-6 микрорайонов с размещением жилья порядка 600 тыс. кв. м., что практически исчерпывает имеющийся резерв территорий. На перспективу  Северный район может получить дополнительную территорию за трассой федеральной автодороги – проектом предусмотрен резерв таких территорий.
С появлением нового массива многоэтажной современной жилой застройки в композиционной увязке с существующей, намечено размещение нового общественного центра, практически он создается заново, а на базе посадок лесопитомника формирование районного парка культуры и отдыха.
Для компенсации потребности города в лесопитомниках генпланом территория предлагается на новой площадке к западу от Николаевского шоссе в районе сложившейся садово–дачной застройки.
В структуре генерального плана города Северный район с его новым жилым комплексом, занимает весьма важное и ответственное место как основной въезд в город с восточной стороны, из Ростова.

Западный район

Западный район занимает территорию к западу от ул. Транспортной и вдоль Мариупольского шоссе, на севере - до аэродрома МО, включая прилегающие к нему индивидуальные садово–дачные постройки, на юге -  до ул. Чучева. Район практически сложился, используя всю свою территорию до границы городской черты.
Резерв городской застройки в этом районе необходимо искать на прилагающих к городу территориях. Основной такой резерв в генеральном плане предусмотрен за счет вывода и последующего освоения  территории аэродрома МО, с общей площадью порядка 600га.
        В генеральном плане этот резерв отнесен на отдаленную перспективу, за пределы расчетного срока 2025 года. Тем не менее, в основном чертеже генерального плана эта резервная площадка планировочно разработана - определены территории капитальной многоэтажной, коттеджной и иной  индивидуальной застройки, намечена структура транспортных магистралей.
Достоинством резервной площадки является тот факт, что она может быть органично включена в планировочную организацию Западного района с непосредственным транспортным выходом к Миусскому лиману.
        К недостаткам  можно отнести обстоятельство, что компактное крупное новое жилое образование останется окруженным плотным кольцом садово–дачной застройки со своим специфическим режимом проживания населения.
       И наконец, необходимо отметить, что в планировочной структуре Западного района генеральным планом предложено разместить в санитарном разрыве от жилой и дачной застройки, в районе  пересечения двух важных автомагистралей, федеральной дороги и Мариупольского шоссе, новый промышленно-коммунальный район. Он позволит постепенно выносить из селитебной зоны существующие малые промышленные и коммунальные предприятия, размещать новые, необходимые для нужд и потребностей города. Территория этого района составляет порядка 450-500 га.

Восточный район

Восточный район в составе генерального плана относится к категории новых районов. Для города  крупная площадка с перспективной территорией порядка 1800 га, включая намывную зону (250-270 га). Располагается она к востоку от п. Михайловка до русла речки Самбек, включая и территорию п. Бессергеновка. На севере эта площадка ограничена транспортным коридором федеральной автодороги  Ростов – Кавказ.
         Принятая гипотеза формирования этого района предполагает создание здесь, в основном на намывных территориях, крупного туристического и рекреационно–курортного комплекса с обустройством новых пляжей, широкой пешеходной эспланады с приморским бульваром, выходящим в новый прибрежный парк культуры и отдыха в зоне русла р. Самбек.
          Вдоль приморского бульвара проектом намечены территории под размещение учреждений отдыха – пансионатов, спортивных баз, детских комплексов, гостиниц. В структуре бульвара, как и в Приморском парке, надо предусмотреть открытую систему бассейнов с подогревом воды.
          Важным для района является принятый принцип формирования селитебных территорий. Наиболее ценная, прилегающая к заливу территория – до железной дороги, проектом отводится под капитальную современную высоко комфортную жилую застройку с применением жилых домов средней этажности (3-4 этажа), таунхаусов, коттеджей застройки с высоким уровнем благоустройства архитектуры.  Сложившаяся застройка пп. Михайловка и Бессергеновки, также должна быть благоустроена и модернизирована.
         Остальная территория, севернее железной дороги и до объездной автомагистрали, отводится под индивидуальное усадебное строительство.
         В общей сложности, селитебная емкость этого района, в том числе с резервом, составит около 1900 тыс. кв.м. жилья.
         Приоритетность развития этой площадки в структуре генерального плана, помимо наличия морского побережья, объясняется еще и тем, что по экологической оценке городских территорий этот район уже сегодня находится в относительно лучшем состоянии. Исключение составляет шумовая дискомфортность от аэродрома МО.

Таким образом, г. Таганрог – один из примечательных исторических городов России, тесно связанный с важной для страны деятельностью в Южном регионе государей Петра I, Александра I и Екатерины Великой.
1) В своем развитии город на протяжении 3-х веков прошел различные периоды развития – от города–крепости до крупного промышленного центра на Юге России. И эти вековые наслоения, за исключением начального “классического” периода, не обеспечили городу условий гармоничного развития как цельного градостроительного образования.
Активное промышленное строительство в конце XIX – начале XX веков, осуществлявщееся в береговой зоне, отодвинуло в сторону благоприятные природные условия в городском развитии.
Тем не менее, в настоящее время Таганрог располагает мощным экономическим и научно-образовательным потенциалом для дальнейшего поступательного социально-экономического развития, обеспечения занятости населения. По объему промышленного производства город занимает 2 место в Ростовской области. В рассматриваемой перспективе курортно-рекреационная деятельность может стать важной составляющей хозяйственного комплекса города. Есть основания ожидать развития в городе наукоемких производств, пищевой промышленности и сельскохозяйственного машиностроения. Однако все это будет происходить на фоне заметного сокращения численности населения в трудоспособном возрасте – на 30 тыс. человек к 2025 году.
В этих условиях для нормального функционирования городского хозяйства численность населения к концу расчетного периода необходимо сохранить на уровне 250 тыс. человек, что может быть достигнуто только за счет выхода на положительное сальдо внешней миграции. Для этого нужно в первую очередь активно формировать рынок жилья, что требует расширения городской черты только для этих целей примерно на 2 тыс. гектаров. В целом же общая потребность в дополнительной территории Таганрога, где самая высокая плотность среди городов Ростовской области, составляет примерно 5 тыс. га с учетом необходимости благоустройства территории, формирования новых промзон и решения накопившихся экологических проблем.
2) Современное состояние городской территории характеризуется сложной градостроительной ситуацией.
• Промышленные, коммунальные предприятия полукольцом окружают историческую часть города, расположены практически в селитебной зоне без каких–либо санитарных разрывов, с сетью подъездных железнодорожных путей, проходящих по узким городским улицам, затрудняя тем самым нормальное функционирование городского автомобильного общественного транспорта.
  В городе налицо острый дефицит селитебных территорий. Как показывает анализ городского плана, сегодня соотношение производственных территорий к селитебным составляет 50%.
Нормативное соотношение в развитой городской структуре должно быть не более 20–25% (в новых городах временно может быть до 30%). В любом случае в Таганроге этот показатель практически в два раза больше.
• Как следствие, в городе отмечается весьма сложная экологическая ситуация из-за низкой очистки производственных стоков, загрязняющих территорию города и бассейн Таганрогского залива, а также низкий уровень инженерного оборудования и благоустройства городской жилой застройки.
  Крайне неблагополучна в застройке и в благоустройстве прибрежная территория залива – основного природного фактора и главного условия появления здесь приморского города.
• В центральной (исторической) части города, тесно связанной с историей государства Российского, активное производственное развитие грузового порта и судоремонтного завода несовместимо с развитием города как крупного туристического и рекреационного центра Ростовской области.
3) Генпланом предложено формирование двух новых селитебных районов на прилегающих территориях (Восточный – вдоль залива, Северо–Западный с выходом на лиман), для решения проблемы дефицита территории для жилищного строительства на расчетный срок и на перспективу.
4) В целях очистки приморских прибрежных территорий от губительной производственной деятельности промышленных, коммунальных предприятий, в генеральном плане предлагается формирование нового промкомплекса (к западу от города) для переноса предприятий из селитебной части городских жилых районов и с побережья залива.
5) Крайне благоприятным для перспективного развития города является решение о строительстве нового грузового порта большой мощности в устье Миусского лимана, что в дальнейшем поможет существенно сократить неблагоприятное воздействие портовых предприятий на историческую часть города, открыть город для потока туристов через пассажирский порт.
6)  Одним из основных условий формирования Таганрога как крупного приморского туристического рекреационного курортного центра является решение экологических проблем городских и прилегающих территорий.
Как показал анализ источников этой проблемы, они рукотворны и при наличии большой цели – вполне разрешимы.
7) В общей задаче инженерного обустройства и последующего высокого уровня благоустройства береговых зон Таганрогского залива и Миусского лимана генеральным планом предусмотрено восстановление утраченного с годами побережья путем намыва, берегоукрепления и создания емкой (до 60 – 80 м) пляжной зоны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий