13 сент. 2014 г.

"Таганрог" победил "Астрахань" и возглавил таблицу зоны


Команда Сергея Бутенко со счетом 3:1 победила в гостях аутсайдера
ИА "Чемпионат-Ростов". 13 сентября
ПФЛ. Зона "Юг" 2-я группа
6-й тур
"Астрахань" - "Таганрог" - 1:3 (1:2).
Голы: 0:1 - Заика (16), 1:1 - Мамедов (23), 1:2 - Казаев (43), 1:3 - автогол (80).
ПОЛОЖЕНИЕ КОМАНД
КлубИО
1Таганрог614
2Динамо ГТС511
3Ротор58
4Спартак47
5МИТОС47
6Ангушт57
7Терек-255
8Алания44
9Машук-КМВ44
10Анжи-254
11Астрахань50

11 сент. 2014 г.

Появился План мероприятий, посвященных "Дню Города"

Вчера, 10 сентября 2014 года, в сети появился долгожданный План мероприятий, посвященных Дню нашего города, о котором на днях забеспокоился Доброжелатель. С радостью знакомим с ним наших читателей. Спасибо за своевременную информацию сайту Таганрог TV!

день города таганрога


Время
Наименование мероприятия
Место проведения
11 сентября (четверг)
16.00
Церемония возложения 
ветов к памятнику Петра 1
Площадь у памятника Петру 1
12 сентября (пятница)
с 11.00 – 20.00
«Арт-бульвар на Петровской» - праздник мастеров искусств
ул. Петровская
11.00
«Вся земля обратится в цветущий сад» - акция по высадке саженцев роз сорта
«Антон Чехов»
Усадьба музея «Домик Чехова»
(ул. Чехова, 69)
14.00
Встреча с художниками
(в рамках выставки «Осенняя» таганрогского отделения
Союза художников России)
Выставочный зал Союза художников России
(ул. Греческая, 48)
17.00
Праздничный концерт детских коллективов ДК «Фестивальный»
Площадка у Администрации
18.00
«С днем рождения, любимый Таганрог!» — концертная программа
Площадка перед ГДК
18.00
«Будущее – это мы» — праздничная концертная программа
Площадка у Дворца молодежи
18.30
«Песня без границ» - городская хоровая акция
Площадка у Администрации
19.00
«Таганрогу с любовью» - праздничная концертная программа от ДК «Фестивальный»
21.00
Кинопоказ под открытым небом
Танцевальная веранда Парка
КиО им. Горького
13 сентября (суббота)
с 11.00
Народное гулянье, работа творческих площадок
Парк КиО им. Горького
16.30
«Этот город самый лучший» -
концертная программа
Площадь у СКЦ «Приморский»
18.00
Праздничный гала-концерт, посвященный 316-й годовщине основания Таганрога и 77-летию со дня образования Ростовской области
с участием театра-танца «Телефон» под руководством Ю. Полякова
Зеленый театр
Парка КиО им. Горького
22.00
Фейерверк
Парк КиО им. Горького

10 сент. 2014 г.

В Таганроге прошло заседание Совета директоров города

9.09.2014-0020.jpg

Вчера в таганрогской межрайонной торгово-промышленной палате состоялось заседание Совета директоров. На совещании были подведены итоги социально-экономического развития города в первом полугодии 2014 года, а также обсуждены вопросы, касающиеся деятельности крупных городских предприятий
Основной доклад, в котором были отражены тенденции, достижения и проблемы января-июня, представила начальник управления экономического развития Наталия Крутоголовина.

Первый заместитель главы администрации Олег Деменев пригласил присутствующих к обсуждению основных положений проекта ФЗ «О промышленной политике в РФ», в том числе по вопросам импортозамещения, рассказал о формах поддержки крупных предприятий на уровне Ростовской области. Также была обсуждена ситуация, связанная с прибытием в город и на таганрогские предприятия граждан из Украины, вопрос кадровой подготовки на базе таганрогских учебных заведений.

Заместитель директора Центра занятости населения Таганрога Ирина Шапкина проинформировала участников совещания о существующей квоте на рабочие места для инвалидов и системе компенсации затрат на открытие таких рабочих мест.
Заместитель начальника уголовно-исполнительной инспекции г. Таганрога Руслан Фатыхов поднял вопрос использования труда осуждённых к исправительным работам на предприятиях Таганрога.
Также был обсуждён ряд других актуальных вопросов, в том числе - трудоустройство граждан Украины, своевременное исполнение договорных обязательств со стороны представителей крупных предприятий, вакцинация сотрудников от гриппа, предстоящие 14 сентября выборы депутатов городской Думы.
Подводя итог совещания, мэр Таганрога Владимир Прасолов отметил, что, несмотря на ряд негативных тенденций в экономике предприятий, бизнес-сообщество оказывает помощь администрации в решении социально-экономических вопросов города.
- Спасибо руководителям и коллективам предприятий за активное участие в сборе средств на благотворительную акцию «Под флагом добра!»,  помощь беженцам из Украины и содействие в других важных для города вопросах. Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество – поблагодарил мэр.
Фоторепортаж Сергея Копылова

ТагАЗ выставит на торги свои залоговые 169 автомобилей

meta.ua

Начальная цена лота оценивается почти в 28 миллионов рублей
На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротствах появилось сообщение, что залоговое имущество ООО «Таганрогский автомобильный завод» (ТагАЗ) будет выставлено на торги в октябре.
Напомним, арбитражный суд Ростовской области в январе этого года признал ТагАЗ банкротом и открыл конкурсное производство сроком на 5 месяцев. В июне процедура была продлена на полгода.
Имущество, выставленное на торги, представляет собой 169 легковых авто, среди которых 67 автомобилей A15 Vortex Corda, 89 автомобилей BYD F3, 3 JAC HFC1042K и 10 автомобилей Tager. Все они находятся в залоге у банка «Зенит» и выставлены на аукцион одним лотом, цена которого — 27 миллионов 965 тысяч рублей.
Победителем станет тот, кто предложит наибольший цену. Организует торги ООО «Бизнс-Консалт».Заявки будут приниматься до 10 октября, а сам аукцион состоится 15 октября.

9 сент. 2014 г.

Клиентка не заплатила за мифические услуги риэлторов

/uploads/news/2539/nedvizhimosty.jpg

Риэлтерская компания Таганрога проиграла дело в суде и не получила вознаграждение от клиента. Женщина обратилась в агентство недвижимости и заключила договор об оказании информационно-консультационных услуг для приобретения объекта недвижимости. Тем самым она согласилась со всеми его условиями, в том числе и размером вознаграждения за услуги.

По словам риэлтора, после заключения договора, клиент перестала отвечать на звонки. Спустя время стало известно, что женщина самостоятельно оформила договор купли-продажи недвижимости и зарегистрировала свое право собственности.

Сотрудники агентства посчитали, что клиент, заключивший с ними договор, в случае покупки недвижимости, должен оплатить услуги агентства, даже если они не были оказаны. Неклиновский районный суд, в который обратились риэлторы, постановил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Клиентка оказалась принципиальной и решила отстаивать свои права в областном суде, куда и подала апелляционную жалобу. Женщина настаивала на том, что агентство не оказало никаких услуг. Само же по себе заключение договора не означает его фактическое исполнение.

- Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия решила, что принятое по делу решение подлежит отмене. Из договора не представляется возможным установить, какой комплекс услуг оказывается агентством и соответствует указанной в договоре сумме вознаграждения. Не были представлены доказательства в подтверждение выполненных работ по поиску объекта недвижимости, организации просмотра данного объекта и передачи результата работ. Текст предварительного договора не имел подписей сторон, а риэлтор не располагал подлинником данного документа, поэтому данное доказательство не могло быть принято во внимание, как подтверждение выполнения агентством своих обязательств по договору, - разъясняют в департаменте потребительского рынка Ростовской области.

На работу риэлторов жалуются многие жители Таганрога. Агентства не оказывают услуги должным образом и требуют за них оплату.

- Найти хорошего риэлтора в Таганроге - это большая удача. Если клиента не устраивают предложенные варианты, ему показывают жилье похуже и говорят, что лучшего не найти, - делится опытом покупки квартиры еще одна жительница города. - Могут начать предлагать жилье по второму кругу. Часто скрывают информацию о недостатках продаваемого объекта. Вот и приходиться людям искать что-то самостоятельно, а потом еще и платить за услуги, которые не были оказаны.

8 сент. 2014 г.

Поздравляем с Днем Города! Знаете План мероприятий?


Подавляющему числу жителей Таганрога известно, что второе воскресенье сентября – Праздник, День Города, который ежегодно широко отмечается. В 2014 году он приходится на 14 сентября, с чем и поздравляем земляков и наших гостей  с 316-ой годовщиной города Таганрога!

Конечно, не у всех есть возможность навестить администрацию города и получить какую-то официальную информацию о предстоящих праздничных мероприятиях. Как правило, о Программе заблаговременно сообщалось в печатных и электронных СМИ, а также интернет-ресурсах нашего города. Поэтому, любой человек мог зайти в интернет и познакомиться с основными мероприятиями, которые, как правило, не ограничивались одним днем.

Вот, например, План мероприятий прошлого, 2013 года – каждый мог выбрать для себя и своей семьи, дружеской компании самые интересные события, которые надо обязательно посетить. План мероприятий публиковали многие городские сайты (пример 1, пример 2, пример 3). Вообщем, проблем с информацией не было. А что же сейчас, в 2014 году? Если вы пожелаете найти в интернете подробности проведения грядущего Дня Города, то, увы, кроме исторической справки, пространной заметки, сообщения об изменениях в движении транспорта, ничего не найдете, даже забив в поисковую строку Яндекса или Гугла заветную фразу «План мероприятий, посвященных 316-й годовщине основания города Таганрога». Ни плана, ни хоть какого-то списка мероприятий в интернете нет, хотя до Праздника осталась всего неделя!

Почему Плана мероприятий нет на сайтах города, в том числе официальных, вопрос, конечно же, не к администраторам этих сайтов, а к Администрации Таганрога. Может быть во властных кабинетах не до Дня Города, все-таки сейчас выборы в разгаре, а это, как всегда, более животрепещущая тема.

Как бы там ни было, но, скорее всего, чтобы ознакомиться с мероприятиями по празднованию Дня Города, таганрожцам придется, все-таки, зайти или позвонить в Администрацию Таганрога. Иначе можно, либо вообще остаться в стороне от Праздника, либо прозевать все самое лучшее.
Доброжелатель

Максим Токарев выиграл 2-е место на Олимпиаде в Китае


Среди 57 наград, завоеванных россиянами, есть и серебряная медаль таганрожца Максима Токарева по виндсёрфингу в классе «Техно-293»
Право отстаивать честь России на главном юниорском старте планеты Максим получил благодаря успешному выступлению на первенстве Европы, которое проходило в апреле этого года. Тогда наш спортсмен выиграл четыре гонки соревнований, показав хорошую скорость, что и стало решающим фактором при выдаче лицензии. Тренирует таганрожца Владимир Дубов.
В Китае Максиму пришлось бороться с лучшими яхтсменами мира. В напряжённой борьбе он уступил лишь признанному лидеру — аргентинцу Франсиско Круз Сабиде Биркнеру. В итоге – новое личное достижение и серебряная медаль престижных соревнований.

Жители микрорайона Простоквашино благодарны мэру

Районы Таганрога Обо всем

С благодарностью в адрес мэра Таганрога Владимира Прасолова обратились жители пяти десятиэтажных домов микрорайона Простоквашино, проживающие на ул. Чехова. «Наш район самый засушливый, — пишут простоквашинцы. — Даже когда в городе идут дожди, до нас они не всегда доходят». Между тем, предметом заботы жителей являлась выращенная ими обширная клумба, с поливом которой было никак не справиться своими силами. 

Городское руководство отреагировало: спасать засыхающую клумбу прибыла поливочная машина. Горожане благодарят за участие и просят «закрепить этот клочок земли за «Водоканалом» или новым строящимся детсадом, к которому он прилегает». В свою очередь, если визиты поливочной машины станут регулярными, жители микрорайона обещают: «Засадим всё деревьями и розами».

7 сент. 2014 г.

Зачем школьникам Евангелие? На вопросы журнала Фома ответил руководитель синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов Игорь Владимирович)


Уже два года во всех российских школах четвероклассники изучают предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в составе которого есть и модуль «Основы православной культуры». Однако за это время не уменьшилось число вопросов от скептиков, от родителей да и от самих педагогов — зачем говорить о религии в светской школе? Почему недостаточно светской этики — одного предмета, рассказывающего о том, что такое хорошо и что такое плохо? Не кроется ли за попыткой рассказа о религии желание напрямую проповедовать детям?
Ответы на эти вопросы мы постарались найти вместе с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
— Владыка, зачем нужен ОРКСЭ, люди спорят уже давно, оставаясь, как правило, на полярных позициях. А в чем лично Вы видите цель преподавания этого предмета в общеобразовательной школе?
— Сразу подчеркну: мы не рассчитываем на то, что сможем полностью ликвидировать религиозную безграмотность. Да, это тоже происходит благодаря курсу ОРКСЭ, но гораздо важнее, чтобы у детей сформировалась установка на уважительное отношение к традиционным религиозным культурам нашей страны. То есть дети должны понять, что у нас есть разные религии и что люди разной веры и разной культуры могут общаться мирно, что у них много общего, что они могут вместе делать добро. Как вы понимаете, в России это вопрос государственной важности. Можно даже сказать, вопрос государственной безопасности.
Конечно, при этом нужно опираться на опыт той культуры и той религии, которая присуща семье ребенка, хотя и тут бывают не столь уж редкие исключения. К примеру, мне приходилось слышать от учителей, что модуль «Основы православной культуры» выбирают для своих детей родители — последователи иной религии. Аргументируют тем, что своей религии они их и дома научат, но, живя в России, дети должны понять ее культуру, сформированную в основном Православием, понять ментальность своей страны. А ведь базовые составляющие менталитета определяются религиозной традицией.
Но самая главная цель — дать детям нравственные ориентиры, представления о добре и зле. Не стоит думать, будто для этого достаточно воспитания в семье.
Во-первых, семьи бывают очень разные, и далеко не все родители занимаются нравственным воспитанием своих отпрысков, причем я имею в виду не только так называемые «неблагополучные семьи», но и, наоборот, «сверхблагополучные», где дом — полная чаша, где у детей есть всё… кроме родительского тепла и внимания. Во-вторых, если дети слышат о нравственных нормах только в семье, то у них не складывается убеждения, что эти нормы общезначимые, что ими должны руководствоваться все. Школа дополняет семейное воспитание, подтверждая и укрепляя то доброе, что дети слышат от родителей.
Во всяком случае, так должно быть в идеале. В реальности же последние 20 с лишним лет школа не очень-то занималась нравственным воспитанием. Да, были замечательные учителя, само общение с которыми формировало личность ребенка. Я вот часто вспоминаю свою первую учительницу Наталью Петровну Коробкову — замечательного педагога, а главное — замечательного человека. Она была удивительно скромной, опрятной, подтянутой, не позволяла себе вольностей в выражениях, никогда не держалась с учениками ни надменно, ни запанибрата, никогда не допускала по отношению к коллегам поучительного тона, никогда ни о ком не говорила плохо.
И, конечно, она не одна была такой, были — и есть! — прекрасные учителя. Но если говорить о школе в целом, то практически вся ее деятельность сосредотачивалась на обучении, а воспитание чаще всего было частной инициативой неординарных педагогов (увы, не столь многочисленных, как хотелось бы). Такая ситуация — ненормальная, даже вредная и для общества, и для государства.
Значит, нужно заполнить эту педагогическую лакуну, и новый предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» тут как нельзя кстати.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ТУПИК
— Тут есть загвоздка. Ведь преподавание религиозной культуры в школе должно вестись с культурологических позиций. Но культурологическая позиция с точки зрения многих это позиция отстраненная, безоценочная. А любой разговор о нравственности, о том, что такое хорошо и что такое плохо, как раз и предполагает оценку тех или иных поступков, тех или иных взглядов…
— Я не считаю, что культурологический подход — это непременно подход безоценочный. Вообще, термин «культурологический» в разном контексте означает разное. В данном случае, когда мы говорим о преподавании религиозной культуры в школе, «культурологический» означает — не «вероучительный».
— А что значит «вероучительный подход»?
— Когда, например, в воскресной школе или православной гимназии мы преподаем Закон Божий, то исходим из того, что наши ученики православные, воцерковленные, что Православие — это их выбор, их вера, и они хотят лучше, глубже узнать ее. Причем узнать означает не только усвоить набор теоретических положений. Изучение веры происходит в том числе и через религиозную практику — участие в богослужебной жизни Церкви, в Таинствах, в молитве, в соблюдении заповедей.
Разумеется, в массовой школе такое невозможно. И не только потому, что Конституция России постулирует светский характер образования в государственных учебных заведениях. Но и потому, что это было бы нечестно по отношению к тем ученикам, которые не являются практикующими православными христианами. Мы бы нарушали их свободу вероисповедания.
Как же быть? Учитель должен выстроить свою позицию по отношению к ученикам следующим образом: «я не могу навязывать вам своей веры, но не говорю и того, что не нужно быть верующим. Вы свободные люди, смотрите, изучайте, делайте выводы. Это вопрос вашей личной совести. Но чтобы делать выводы, нужно кое-что знать. Вот, к примеру, мы говорим о каких-то ключевых моментах в истории России и задаем вопрос: а почему люди в тех обстоятельствах поступали так-то и так-то? А потому, что были верующими, и в соответствии со своими религиозными убеждениями не могли поступать иначе».
Вот на таком культурологическом подходе, по-моему, и должны строиться уроки религиозной культуры. Он не является безоценочным, он предполагает оценки с позиций данной религии, но эти оценки детям не навязываются, они сами должны решить, как их воспринимать.
И, конечно, учитель религиозной культуры должен быть честен со своими учениками, он должен правдиво отвечать на их вопросы. В том числе и на вопрос, верует ли он сам, на вопрос, как он лично относится к тому, о чем рассказывает на уроке. Иначе он потеряет контакт с детьми и не сможет преподавать.
Является ли такая честность отклонением от культурологического подхода? Противоречит ли она светскому характеру школьного образования? По моему мнению, ничуть.
— А кстати, преподаватель религиозной культуры обязательно должен сам быть верующим человеком?
— Конечно, лучше, если он сам будет носителем той традиционной культуры, которую преподает. Ведь он знает ее изнутри, он живет церковной жизнью, поэтому ему легче будет понятно и доступно рассказать о ней детям.
Но тут есть свои риски, есть тонкая грань, которую нельзя перейти.
Прежде всего, нельзя, работая с детьми в обычной светской школе, действовать так же, как у себя в приходе, как в воскресной школе. Тут необходима педагогическая интуиция, позволяющая педагогу сдерживать свое желание вести прямую проповедь.
Другой риск — это непонимание того, что твой личный религиозный опыт вовсе не является примером для других. Допустим, учитель пришёл к вере в 50 лет, а говорит с учеником, которому десять. Если он начнет советовать ребёнку то же, что практикует сам — как молиться, какую литературу читать, — это может кончиться очень нехорошо. Поэтому личное восприятие нужно уметь отставить в сторону. Это трудно, потому что мы исходим из того, что учитель неравнодушный, что любит свой предмет, любит детей, желает им блага… Но чтобы действительно принести им благо, голова должна быть холодной.
БОЯТЬСЯ ЛИ МАРИЮ ИВАНОВНУ?
— Так ведь и с учителями тоже загвоздка. Часто приходится слышать от родителей школьников: мы бы выбрали ребенку «Основы православной культуры», будь у нас чудесный учитель. Но вести будет Мария Ивановна, которую мы прекрасно знаем — и не доверяем. Что можно на это ответить?
— Что зачастую эти страхи преувеличены (хотя некое здравое зерно в них есть). Прежде всего, далеко не во всех школах вообще в рамках курса ОРКСЭ изучается модуль «Основы православной культуры». Напомню, что по закону (пункт 2 статья 87 закона «Об образовании в Российской Федерации») родители школьников имеют право выбирать один из шести модулей: ОПК, основы исламской культуры, иудейской, буддийской, историю религий или светскую этику. На практике же в некоторых регионах выбор оказывается гораздо ýже, подчас выбора вообще нет — родителей просто ставят перед фактом, что все дети обязаны будут изучать светскую этику. Такие случаи имеют место и в центральной России, и в Татарстане, Башкирии, ряде республик Северного Кавказа.
И это — серьезнейшая проблема, над решением которой бьются многие, в том числе и наш Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Нередко мы сталкиваемся со случаями, когда администрация школ идет на прямой подлог, фальсифицирует заявления родителей. Например, утверждают: сто процентов выбрали «светскую этику». А родители возмущаются: как же так, мы же в заявлениях писали, что хотим ОПК! Или, допустим, родителям дают анкету из нескольких пунктов для выбора — и «Основ православной культуры» среди этих пунктов нет.
Причины могут быть разные. Далеко не всегда это злонамеренность по отношению к Православию. Гораздо чаще директорá школ просто не хотят лишний раз напрягаться. Ведь если вводить ОПК, то нужно искать преподавателя на стороне или подготовить учителя в своем коллективе, заблаговременно послать его на соответствующие курсы. Надо дробить класс на группы, решать технические проблемы с расписанием… в национальных республиках сюда примешивается и сложная внутренняя ситуация, боязнь межнациональных конфликтов. Гораздо проще всех детей правдами или неправдами загнать на «светскую этику».
Поэтому, обращаясь к родителям, могу сказать так: вероятность, что злая Мария Ивановна будет учить вашего ребенка «Основам православной культуры», крайне невелика. Гораздо выше вероятность, что учить его будут только «светской этике». А там, кстати, есть свои риски. Бывает и так, что в рамках этого модуля преподают различные учения деструктивной философско-оккультной, квазирелигиозной направленности. Не потому, что такова официальная программа по «светской этике», а просто такой учитель попался.
Что же касается именно учителей «Основ православной культуры» — регулярно встречаясь с ними, я вижу, что среди них очень много людей искренних, неравнодушных, глубоко верующих. Да, подготовка большинства из них далека от настоящего теологического образования, но почти всегда это люди, осознающие возложенную на них ответственность, полные энтузиазма и желания учиться.
А возможностей учиться вполне достаточно. Помимо тех курсов, которые они закончили (а без специальной подготовки учителя и не допустят до преподавания любого модуля ОРКСЭ), существуют и региональные методические объединения по ОРКСЭ (и в частности, профильные методические объединения преподавателей «Основ православной культуры»). Кроме того, в каждой епархии есть отделы религиозного образования, сотрудники которых готовы проконсультировать учителя.
— Когда четыре года назад ОРКСЭ начали в порядке эксперимента преподавать в нескольких регионах нашей страны, было много опасений, что дети расколются по религиозному признаку, что между ними начнутся всяческие конфликты по этому поводу. Подтвердило ли время эти опасения?
— Все громкие заявления на этот счет оказались не более чем популизмом. Ни одного такого случая нам не известно. А ведь подумайте, произойди где-нибудь что-то подобное — как бы это раздули многие СМИ!
Но отсутствие таких случаев не означает, что потенциально такой угрозы нет и говорить тут не о чем. Просто ее, угрозу, нужно заранее предвидеть и предотвратить. В чем тут подоплека: у христианства, иудаизма и ислама (так называемых авраамических религий) есть общее культурно-историческое наследие. Но каждая из этих религий по-своему трактует те или иные события Священной истории, тех или иных ее персонажей. Для каждой из религий чужие трактовки неприемлемы, и потому тут потенциально есть почва для конфликта. А чтобы кажущийся возможным конфликт исключить, нужно убрать из программ всех модулей ОРКСЭ любые материалы, содержащие критику других религий. Преподавать нужно только положительные знания о своей религии в связи с культурой, образом жизни семьи, народа.
ВОПРОСЫ АВТОРИТЕТА
— Вы говорили, что главная задача курса ОРКСЭ (и более конкретно, модуля «Основы православной культуры») — дать школьникам нравственные ориентиры. Но не получится ли обратного эффекта? Когда детям внушают, что такое хорошо, а что такое плохо, у них нередко срабатывает возрастной негативизм. Особенно у подростков, которым свойственно отталкивать то, что вдалбливают им семья и школа.
— Такая опасность есть всегда, и не только применительно к ОРКСЭ. Да, в определенном возрасте многие дети смеются и отвергают то, чему учили их в семье, в школе, в Церкви. Но что же делать? Вообще не говорить о нравственности, боясь, что кто-то из детей над этими словами посмеется? Ну, даже и посмеются. Но ведь возрастной негативизм — это же не навсегда! Часто ведь как бывает: маленький ребенок доверчиво воспринимает нравственные наставления взрослых, потом, вступив в подростковый период, подвергает их сомнению и насмешке, но проходит несколько лет, и он — уже молодой человек — сознательно принимает то, что раньше отвергал. И то, что мы закладываем в детские души на уроках ОПК, может дать плоды не сразу, а годы спустя.
Кроме того, вы употребили слово «вдалбливает». Так вот, вдалбливать — не надо. Ребенка нужно научить думать. Если он будет думать, то самостоятельно сможет дать нравственную оценку происходящему. Но чтобы такую оценку дать, нужен критерий нравственности. А где этот критерий? Сам педагог таким критерием быть не может. Даже если в глазах детей он обладает огромным авторитетом, то все равно спустя несколько лет у школьника начнется другая жизнь, появятся другие интересы, другие проблемы… и другие авторитеты. Поэтому единственный по-настоящему прочный критерий нравственности — евангельский подход. Только основываясь на Евангелии и возможно давать оценки тем или иным событиям истории и современности, тем или иным жизненным коллизиям.
Поэтому преподаватель «Основ православной культуры» не должен самостоятельно давать оценки всему и вся (в том числе и отвечая на детские вопросы). Он должен дать своим ученикам представление о том, что такое хорошо и что такое плохо с точки зрения Православия.
Не надо говорить: «NN поступил гадко». Нужно сказать: «о таких ситуациях в Евангелии сказано то-то и то-то… и самостоятельно решите, как относиться к поступку NN».
Подчеркну — нравственные ориентиры, которые мы даем детям, основаны не на чьем-то личном авторитете — учителя, мамы, папы, писателя, художника и так далее, — а на сформулированной в Евангелии Божественной доктрине. С любыми человеческими авторитетами ребенок, вырастая, может спорить. Мамины слова, очевидные в семь лет или в десять, будут совсем неочевидными в пятнадцать. Мнение первой своей учительницы старшекласснику может показаться смешным и устаревшим. Но заповеди Божии — иное дело, это голос Божий, обращенный непосредственно в сегодняшний день. Да, и с ними человек может спорить, и бытие Божие для него в какой-то момент может оказаться неочевидным — но в любом случае авторитет (простите за столь примитивное выражение) Божий несопоставим с авторитетом человеческим. Пользуясь евангельским сравнением (Мф 7:24-27), нравственность, опирающаяся на человеческий авторитет, — это дом, построенный на песке. Сильная волна его смоет. А нравственность, основанная на Божественном основании, — это дом на прочном фундаменте.
— Но ведь евангельский критерий нравственности авторитетен только для христиан, а дети-то могут быть всякие…
— Да, дети могут быть неверующими. Но не будем забывать, что вера — дар Божий. Рассчитывать только на то, что благодаря урокам ОПК неверующие дети обретут веру — это крайне самонадеянно.
Однако я не стал бы проводить такое жесткое разделение: мол, евангельские нравственные нормы авторитетны только для глубоко верующих, а для всех прочих — бессмысленны. В реальной жизни всё гораздо сложнее. Дети с младенчества впитывают эти нормы, причем не только благодаря религиозной жизни. Взять те же русские сказки — они говорят о том, что добро, а что зло, какими способами зло преодолевать можно, а какими нельзя, что добро в итоге торжествует, пусть и не сразу, что любовь побеждает любые скорби этой жизни…
Очень редко неверующий человек — а особенно ребенок! — сознательно отвергает евангельские нормы нравственности. Гораздо чаще он их интуитивно принимает, просто не догадываясь об их божественном происхождении. И задача преподавателя «Основ православной культуры» — показать происхождение этих вроде бы понятных и привычных норм. Расставить точки над i, дать школьнику евангельский критерий. А вот вопрос выбора веры — это уже другое. Тут учитель ни к чему призывать не вправе, тут только сам ученик может определиться. Причем ведь не обязательно сразу. Повторю: вера — это дар Божий. Как в человеческой душе рождается вера — это тайна.
Но правда и то, что если человек будет жить нравственно, то он лучше, яснее увидит Христа, нежели тот, кто живет безнравственно. И потому вероятность, что такой человек обретет веру, в целом заметно выше.