23 дек. 2014 г.

Эдуард Щукин. Расцвет и крах донского Детройта (ТагАЗа)

Михаил Парамонов и губернатор Василий Голубев (справа). 2010 год, возможно, последний приезд хозяина ФПГ Донинвест в Россию.

До 2000 года область была закрыта для внешних инвесторов. Все ценное должно было достаться своим. Приход Путина к власти, его идея федеральной вертикали нашла на Дону отклик в виде распродажи москвичам приватизированных заводов. «Дон­инвест» избавляется от Белокалитвинского и Красносулинского металлургических комбинатов. Продажа активов помогала группе улучшать ликвидность.

В стране начинался подъем, автомобили «Хендай-Акцент», которые выпускает ТагАЗ, пользуются популярностью у автолюбителей. На заводе жалуются не на низкий спрос, а на недостаточные поставки от корейских партнеров, у которых то и дело бастуют рабочие. В начале 2000-х Михаил Парамонов и Алла Хвесько значительную часть времени живут за границей. Что, очевидно, вызывает обеспокоенность у их партнеров. Вот как их успокаивал в рекламном тексте тогдашний предправления «Донинвеста» Борис Лютов:

«Вопрос: — Говоря о коллективе банка, невозможно не вспомнить людей, стоявших у истоков, — Михаила Юрьевича Парамонова и Аллу Михайловну Хвесько. Насколько активно сейчас они участвуют в деятельности банка?

Ответ: — Очень активно. Находясь и в России, и за границей, они постоянно контролируют деятельность банка и холдинга в целом. Профессионализм этих людей столь высок, что им уже неинтересно останавливаться на региональном уровне. Михаил Юрьевич работает сейчас над новыми европейскими проектами. Алла Михайловна, помогая ему в этом, стала председателем совета директоров банка «Донинвест». Между ними и мной, менеджером высшего звена, существует полная согласованность действий».

Доверенным лицом в ФПГ становится выпускник мехмата РГУ Геннадий Ряднов. Он и до этого направлялся Михаилом Парамоновым на самые горячие участки. В частности, сопровождал сделку по продаже БКМПО «Русскому алюминию», был председателем правления банка пос­ле Аллы Хвесько. Теперь главная его забота — это набирающий обороты завод. «В 2004 году Hyundai продал в России свыше 50 тыс. автомобилей, — говорил г-н Ряднов в интервью «Городу N». — В 2005 году объем реализации приблизился к 90 тыс. единиц. И при этом мы постоянно испытываем дефицит по нашим машинам, собираемым в России, в первую очередь по «Акцентам». То есть спрос полностью не удовлетворен и потенциальный объем нашего рынка выше. Для сравнения: в США ежегодный объем продаж Hyundai превышает 400 тыс. автомобилей, в странах Западной Европы составляет около 300 тыс. Россия — страна большая, а по количеству автомобилей на душу населения мы пока еще находимся очень далеко от развитых стран. Если же нужны более конкретные расчетные величины, то получается следующая картина. Нынешняя доля рынка Hyundai среди иномарок составляет около 17%. По прогнозу, когда объем продаж иномарок в 2007 году приблизится к одному миллиону, доля Hyundai, ориентировочно, вырастет до 170 тыс.».

Итак, ТагАЗ, казалось бы, становится тем бриллиантом донской промышленности, о котором мечтали его амбициозные создатели. Сюда в ходе визита в Ростовскую область приезжает президент Путин. Завод становится местом паломничества федеральных чиновников и журналистов. Раcцвет его, как и всей докризисной экономики, приходится на 2008 год, когда он выпускает около 100 тыс. автомобилей, показывая рекордный для ростовского бизнеса оборот около $ 1 млрд.

Стоп. 2009-й. Завод, которому с готовностью давали в долг крупнейшие отечественные банки, просто останавливается, потому что дилеры не могут продать ни одного автомобиля. В этот момент Сбербанк, ВТБ и другие банки поменьше начинают требовать от ТагАЗа возврата средств. С этих пор в прессе начинает фигурировать примелькавшаяся позже сумма долга в 20 и более млрд руб­лей. На десятом году «диктатуры закона», да еще и в ситуации с госбанками, мечтать о счастливом конце безнадежно. Усугубляется все тем, что на смену губернатору Чубу пришел варяг Василий Голубев, обходящий ТагАЗ стороной, а Hyundai зая­вил о намерении строить в России собственный завод, на котором будут выпускаться его новые перспективные модели, но и в этой ситуации Михаил Парамонов опять смог удивить всех, добившись рассмотрения вопроса о поддержке ТагАЗа на уровне премьер-министра Владимира Путина. Путин дает поручение госбанкирам реструктурировать долги, проработать вопрос о льготах. Наконец посещает завод и губернатор Голубев, настраивая таганрожцев на трудную совместную работу по выходу из кризиса. Дальнейшее, что происходило с ТагАЗом и «Донинвестом», было одновременно трагедией, драмой и фарсом. В непростой ситуации завод заявил о начале выпуска собственной марки. Однако в ней давнишний партнер  ТагАЗа Daewoo разглядел одну из своих последних моделей и доказал основательность своих подозрений в суде. После скандала с Daewoo завод, по мнению аналитиков авторынка, сильно испортил свой имидж в Корее.

Надежды ТагАза теперь связаны с китайцами. Но их как прямых конкурентов «АвтоВАЗа» не хотят видеть на нашем рынке федеральные чиновники. ТагАЗ пытается сотрудничать с «Чери». И здесь все заканчивается скандалом. Китайцы обвиняют таганрожцев в несанкционированной сборке своих автомобилей. Вскоре на заводе вводится внешнее управление, а в начале нынешнего года начинается конкурсное производство. Фарсовости происходящему придает новость о покупке банка «Донинвест» продюсером группы «Ласковый май» Андреем Разиным. К этому времени завод должен около 30 млрд руб., а Михаил Парамонов лично как поручитель — около 12 млрд руб. Он уже несколько лет живет во Франции и если решится приехать в Россию, то согласно закону не сможет ее покинуть, пока не расплатится по личным долгам.

История «Донинвеста» изобилует загадками, как таинственна и сама фигура избегавшего публичности Михаила Парамонова. И один из главных секретов — закономерен ли крах бизнесмена, абсолютно уверенного в том, что ему можно ездить на красный свет и инвестировать в завод «оборотку», даже если это «оборотка» таганрогских пенсионеров? Один из собеседников N выразил уверенность в том, что это случайность:

— Парамонов вел бизнес так, как и другие в то время. Может, конечно, он и перебрал тогда предприятий и не смог со всем этим справиться. Была и зависть со стороны федеральных компаний. Но другие, которые сегодня в шоколаде, просто угадали, им повезло. Ему — нет.

<p>Почему-то с самого момента «уполномочивания» «Донинвеста» среди журналистов «Города N» сложилось мнение, что закончится все это катастрофой и ресурсы, которые выкачивали из всей области и вкладывали в сомнительный проект, уйдут в песок. После одной из публикаций в конце 1990-х секретарь на всю редакцию позвала главного редактора: «Вас Парамонов Михаил Юрьевич». Наверное, если бы она сказала «Папа Римский», удивления было бы меньше. Парамонов был рассержен статьей и помимо упреков спросил: «Почему вы так плохо обо мне все время пишете? Я здесь что, самый большой бандит? Я что, все разворовал и построил себе дворец за границей? Я же все сюда вкладывал…» — «Так давайте вы расскажете об этом в интервью, мы готовы встретиться в любое удобное для вас время». Он ответил, что подумает. Пару недель назад один из общих знакомых, который до сих пор поддерживает связь с ним, передал Михаилу Юрьевичу очередную просьбу об интервью уже в связи с этим историческим очерком. Парамонов до сих пор думает. В своем дворце на реке Сена.

Подробнее
Предыдущие публикации:

"ТагАЗ" подтвердил разработку спортивного купе для РФ
Сокращенных с ТагАЗа рабочих обещают трудоустроить
ТагАЗ сертифицирует новое пятидверное купе С-класса
Стартуют продажи новой версии внедорожника TINGO
Более 1000 заказов поступило на новый спорткар ТагАЗа
Fiat Chrysler может начать производство Jeep на "ТагАЗе"
Российский завод ТАГАЗ спасут итальянцы и американцы
Продюсер «Ласкового мая» А. Разин приобретает «ТагАЗ»
Таганрогскому автозаводу подыскали инвестора из Китая
Tata Motors наладит в Таганроге производство автомашин
ТагАЗ выставит на торги свои залоговые 169 автомобилей
Дмитрий и Алена купили русский спорткар Aquila ТагАЗа
ТагАЗ вскоре могут продать автоконцерну Chery (Китай)

1 комментарий:

  1. Цитата: "«В 2004 году Hyundai продал в России свыше 50 тыс. автомобилей, — говорил г-н Ряднов в интервью «Городу N». — В 2005 году объем реализации приблизился к 90 тыс. единиц. И при этом мы постоянно испытываем дефицит по нашим машинам, собираемым в России, в первую очередь по «Акцентам». То есть спрос полностью не удовлетворен и потенциальный объем нашего рынка выше. Для сравнения: в США ежегодный объем продаж Hyundai превышает 400 тыс. автомобилей, в странах Западной Европы составляет около 300 тыс. Россия — страна большая, а по количеству автомобилей на душу населения мы пока еще находимся очень далеко от развитых стран. Если же нужны более конкретные расчетные величины, то получается следующая картина. Нынешняя доля рынка Hyundai среди иномарок составляет около 17%. По прогнозу, когда объем продаж иномарок в 2007 году приблизится к одному миллиону, доля Hyundai, ориентировочно, вырастет до 170 тыс.». Итак, ТагАЗ, казалось бы, становится тем бриллиантом донской промышленности, о котором мечтали его амбициозные создатели. Сюда в ходе визита в Ростовскую область приезжает президент Путин. Завод становится местом паломничества федеральных чиновников и журналистов. Раcцвет его, как и всей докризисной экономики, приходится на 2008 год, когда он выпускает около 100 тыс. автомобилей, показывая рекордный для ростовского бизнеса оборот около $ 1 млрд.

    Трагедия — драма — фарс

    Стоп. 2009-й. Завод, которому с готовностью давали в долг крупнейшие отечественные банки, просто останавливается, потому что дилеры не могут продать ни одного автомобиля."
    ___________________________________

    Что-то здесь не стыкуется... Был приличный спрос на Hyundai, о чем говорят приведенные в тексте цифры, была хорошая производительность завода, о чем также свидетельствуют приведенные цифры... И вдруг, в 2009 году не продается ни один автомобиль - как в это можно поверить?

    Что же случилось? В России потерян интерес к Hyundai? Цены машин с ТагАЗа заоблачные? Ничего подобного... Тогда в чем дело? В чем, конкретно, причина остановки предприятия?

    Без ответа на этот вопрос предложенный вниманию материал является недостоверным, мягко говоря... А то, что основная масса крупных проектов реализовывалась в сотрудничестве с властями разных уровней - общеизвестно, здесь нет ничего удивительного, предосудительного...

    ОтветитьУдалить